Меню сайта
 
 
   
  Рубрики
 
 
   
  Поиск
  Поиск по сайту

Архив



<< Октябрь 2004 >>
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

 
 
 





  Яндекс цитирования
      Читайте в номере .....  (Архив : 2004-10-16) Сегодня : вторник, 01 октября 2024 года   




16 октября

i1.gif (5000 bytes)

16 октября 2004 г.

Иди и смотри

Мы рождены,
чтоб ездить в «Мерседесе»

16.png (19955 bytes)— Смотри, смотри, вон она! — молодой мужчина, вытянув шею, всматривался в глубь павильона и дергал за рукав своего приятеля.

— Где, вон та, слева? Да-а, шикарная…

— Да нет же, не эта, а рядом. Она еще боком стоит. Я тебе про нее говорил.

— Да-а-а! — в голосе молодого человека — бездна восхищения.

Я пробираюсь сквозь толпу таких же восторженных представителей сильного пола, в нетерпении ожидающих условного часа, когда наконец-то их пустят к ним — прекрасным, строгим, роскошным, сильным, восхитительным, вселяющим благоговение и желание обладать хотя бы одной из них.

К машинам.

В девятый раз в выставочном центре «КраснодарЭКСПО» открылась выставка автомобилей, автокосметики, автохимии, оборудования для ремонта и технического обслуживания автотранспорта MOBI. За почти десятилетнюю историю существования MOBI не просто не утратила статус одной из самых крупных автомобильных выставок на юге России, но и укрепила имеющиеся позиции. MOBI-2004 — это показ 19 брендов иномарок из 25 представленных на юге России, это 194 фирмы-участника из Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Энгельса, Тольятти, Самары, Ижевска, Новосибирска, Калуги, Калининграда… И как всегда — демонстрация последних новинок на автомобильном рынке.

На стенде компании «Модус» автомобили от тринадцати производителей — глаза разбегаются! «Панавто-Юг», на зависть многим, демонстрирует удивительные «Chrysler PT-Cruiser» — ретро в современном исполнении и «Chrysler Crossfire» — симбиоз идей немецких инженеров и американских дизайнеров…

Шикарные «Мерседесы» на стенде компании «СБСВ-Ключавто» по определению никого не могут оставить равнодушными. Среди классических черных и серебристых машин выделяется авто удивительно «вкусного», какого-то клубничного цвета.

— Да, «Мерседес» решил отойти от традиционных цветов, — улыбается руководитель отдела продаж компании «Ключавто» Дмитрий Скрябин, когда мы устроились внутри этой чудо-машины. — «Мерседесы» — это автомобили не на один день. Они не гонятся за модой. «Мерседес» — вечная классика и благородный консерватизм. Это определенный уровень бытия, если хотите — некий фетиш, подтверждающий, что человек сумел достичь самого высокого уровня успешности. И опускаться ниже этого уровня уже нельзя…

— Но ведь каждый автомобиль должен иметь своего хозяина, — говорю. — И судя по тому, что выставка приобретает все более широкий размах, таких дорогих, но пока бесхозных машин на авторынке становится все больше. Сумеют ли автосалоны пристроить основную часть таких «питомцев»?

— Думаю, смогут, — уверяет меня Дмитрий Скрябин. — Экономическое развитие Краснодарского края идет очень успешно. Покупательская способность кубанцев растет. Если бы не было перспектив, наша компания не решилась бы на расширение деятельности. Но мы открываем филиал в Минеральных Водах, приступаем к строительству первого на юге России центра по обслуживанию грузового транспорта «Мерседес-Бенц», в Краснодаре открываем два новых центра — «Тойота» и «Дженерал-Моторс».

«Опели», «Шевроле», «Субару» и «Даймлер Крайслеры», «Митсубиши», «Рено» — названия звучат так же заманчиво, как выглядят носители этих названий…

К сожалению, при виде четырехколесных друзей отечественного производства у посетителей сердце не слишком замирало. Внимание к семейству «Лад»-«десяток» активно привлекали длинноногие девицы с обнаженными бюстами.

Пока посетители выставки с удовольствием глазеют на шикарные авто и аксессуары, участники-специалисты активно работают. В рамках выставки идет целый ряд семинаров и мастер-классов. Кроме того, эти несколько дней используют для заключения новых партнерских отношений и укрепления старых деловых связей.

MOBI-2004 закроется завтра, 17 октября. У вас еще есть время приобщиться к миру сильных и красивых машин.

Юлия КОНСТАНТИНОВА.
Фото Владимира АНОСОВА.

Официально

Александр Ткачев
в Темрюкском районе

Губернатор Кубани Александр Ткачев побывал с рабочей поездкой в Темрюкском районе. Главная ее цель — знакомство с ситуацией в виноградарской отрасли.

В хозяйствах «Фанагорийское» и «Мирное» глава края проследил весь путь янтарной ягоды — от уборки до переработки. До завершения уборки винограда осталось несколько дней. Александру Ткачеву продемонстрировали новый французский комбайн и его возможности. Он убирает виноград пучковым способом, что значительно ускоряет процесс. Губернатор отметил, что такой техники на полях должно быть больше, это европейский стандарт и к нему нужно стремиться.

О стандартах Александр Ткачев говорил и на перерабатывающих заводах, где он осмотрел цеха розлива и оценил вкусовые качества кубанского вина. Губернатор обратил внимание на форму бутылки и этикетку. «Это несовременно, стиль не отвечает европейским стандартам, покупатель не возьмет это вино, несмотря на самый изысканный вкус» — такое неутешительное заключение сделал Александр Ткачев. Исключением, однако, стало вино «Мерло». Его оформление губернатору понравилось.

О том, что нужно применять современные технологии и использовать новые сорта, Александр Ткачев говорил на активе с руководителями хозяйств. Он обратил их внимание на то, что пора делать ставку на качество. Именно качественное, дорогое вино постепенно завоевывает рынок. Если кубанские производители не поторопятся, они рискуют остаться без покупателя.

Помимо виноградарства, в Темрюкском районе неплохо обстоят дела в рисоводческой отрасли. А вот в животноводстве ситуация почти критическая. Поголовье скота резко сократилось. Такое отношение к животноводству Александр Ткачев назвал варварским.

Что касается социальных проблем, то в Темрюкском районе они успешно решаются. Уровень газификации и состояние дорог Александр Ткачев оценил как хорошее. Кроме того, здесь одними из первых занялись освещением населенных пунктов.

Во время поездки губернатор пообщался и с населением. Люди довольны жизнью в районе, а это значит, подчеркнул глава края, что местная власть заботится о своих избирателях.

Пресс-служба администрации края.

Политдень

А казачок-то засланный!

До президентских выборов на Украине еще полмесяца. Но страсти кипят уже сейчас нешуточные. От испарины на наморщенных лбах политиков несет нехороших душком. Добро бы сами украинцы сражались. В процесс вмешиваются очень далекие от Украины государства. Кого больше всего волнует судьба демократии «ридной нэнькы»? Вы догадываетесь, конечно — Америку.

Госдеп США выступил с заявлением, в котором грозит Украине потерей политической поддержки, если Украина не сумеет провести выборы без нарушений. Ранее на этой неделе с заявлением аналогичного характера выступил Европейский союз. Тут можно было бы вспомнить про караван и собаку, если бы у наших соседей было все так просто. Накаленность наверху, естественно, распространяется и вниз, на уровень общества. Но стоит ли это считать результатом только внутриукраинских политических процессов? Не стоит. И вот почему.

По мнению кандидата-самовыдвиженца Николая Рогожинского, Ющенко и Януковичу надо снять свои кандидатуры, потому что победа любого из них приведет к гражданской войне. Ну, насчет гражданской войны Рогожинский погорячился. Но в том, что результаты выборов могут быть использованы для раскачивания ситуации, можно быть уверенным.

Ющенко и Янукович, по опросам, сейчас идут ноздря в ноздрю, поэтому число голосов может отличаться малыми процентами. Естественно, любым из них итоги будут оспариваться, приводиться примеры нарушений, подтасовок. Уже сейчас они обвиняют друг друга во всех грехах. Предвыборная ситуация на Украине предстала в самом неприглядном виде. Тут тебе и бросание яйцами, и отравления, и разгромы предвыборных штабов противника. В общем, все, что только можно. Нетрудно представить, что будет потом, когда выборы состоятся и кто-то кого-то опередит.

Конечно, украинскому обществу «помогут». В том, что в Киев уже приехали специалисты по «бархатным революциям», нет сомнения. Одного, правда, украинским властям удалось нейтрализовать. В киевском аэропорту Борисполь был задержан известный белградский политолог, один из лидеров сербского движения «Отпор» Александр Марич. Он является представителем американской правозащитной организации Freedom House, участвовал в свержении Слободана Милошевича, работал консультантом грузинского движения «Кмара», одного из инициаторов «революции роз».

Власти Украины выдворили его из страны без объяснения причин. Хотя объяснения лежат на поверхности. Если сторонники одного из кандидатов угрожают провести акции массового неповиновения в случае его поражения, то спрогнозировать развитие событий по югославскому, тбилисскому сценарию совсем несложно. Он написан, опробован, эффективно действует. А сторонников у двух кандидатов, которых они могут вывести на улицу, достаточно. Это отмечают и российские политологи.

Одна надежда есть. На народ Украины, который отличается благоразумием и не поддастся на провокации политиков. Единственное, что может помешать действиям насильственного характера в дружественной Украине, считают аналитики, — это победа с убедительным превосходством одного из кандидатов.

Хотя и это не факт. Если победит Виктор Янукович, давление на Украину со стороны США и Евросоюза, естественно, усилится, возможность уличных политических баталий станет реальной. Ющенко — это их кандидат. Янукович, наоборот, совсем недавно продемонстрировал в Москве пророссийскую ориентацию. А это американским политикам как серпом. Их очень беспокоит стремление России вывести из зоны своего влияния бывшие республики Союза. Украина — одна из них. Потому и суетятся.

Всего вам доброго!

Александр ГИКАЛО.

День работников дорожного хозяйства

Кубань — это русские Соединенные Штаты

Кубань ежегодно, по разным оценкам, посещают пять-шесть миллионов отдыхающих из большинства регионов страны. Среди них немало и тех, кто приезжает на личном транспорте, а также иностранцев. И во многом о Кубани судят прежде всего по состоянию автодорог. Каково оно? Какую оценку чаще приходится слышать? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает директор Краснодарского краевого государственного учреждения «Дорожный комитет» Ким Хазретович НЕХАЙ.

Выручает профессионализм

— Состояние краевой сети — одно из лучших в России. Об этом говорят многие гости. С этим соглашаются наши коллеги, приезжающие из других регионов с деловыми визитами. Это подтвердит и любой житель Кубани, которому приходится на автомобиле выезжать за ее пределы. По качеству дорог с нами могут тягаться, пожалуй, только Москва и Санкт-Петербург. Еще о нас, имея в виду состояние дорог, говорят: Кубань — это русские Соединенные Штаты.

Причин этому несколько. Главное — это самоотверженный труд работников отрасли, которой исполнилось 67 лет. За это время сформировалась замечательная профессиональная школа. И сегодня мы стараемся не потерять добрые традиции, совершенствуем технологии дорожных работ.

Во-вторых, в нашем крае в период начала перестройки смогли сберечь дорожный фонд. В отличие от других регионов мы тогда самостоятельно собирали налоги, составляющие его. Таким образом удалось сохранить финансирование краевой сети. К сожалению, во многих регионах России этого не было сделано.

Последняя, но немаловажная причина — взаимопонимание и поддержка краевых властей. Их заботливое отношение к дорогам — это тоже кубанская традиция. Если бы не помощь губернатора Александра Николаевича Ткачева, то наша дорожная сеть могла бы стать не лучше, чем в других регионах. Если бы не продуманная позиция Законодательного собрания и его председателя Владимира Андреевича Бекетова — неизвестно, что бы стало с дорожным фондом.

— И какова же протяженность магистралей, за которые несет ответственность ваша служба? Сколько введено за последние три-четыре года?

— Основу дорожной сети Кубани составляют федеральные и региональные дороги общего пользования. По ним осуществляется основная часть перевозок пассажиров и грузов, в том числе в морские порты и к железнодорожным станциям.

Протяженность федеральных дорог у нас — свыше полутора тысяч километров. Они находятся в федеральной собственности и финансируются из центра. Их обслуживают управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю и дирекция автомобильных дорог Черноморского побережья.

Региональная сеть насчитывает 9527 километров. Она финансируется за счет краевого бюджета (дорожного фонда) и находится в краевой собственности. Ими как раз и управляет наш комитет.

Сразу хочу оговориться, что обслуживанием улиц в населенных пунктах, с жалобами на состояние которых часто ошибочно обращаются к нам, занимаются соответствующие органы муниципального управления.

На региональных дорогах расположено 633 моста и путепровода общей протяженностью 24,5 километра, 500 километров ограждений, 780 гектаров зеленых насаждений, 218 километров линий освещения, 1000 километров пешеходных тротуаров. Мы отвечаем за все это непростое хозяйство.

За период с 2000 по 2003 годы произошло увеличение сети региональных дорог на 520 километров, в том числе на 459 километров за счет бывших сельскохозяйственных дорог, принятых в региональную сеть. Также были введены в эксплуатацию 61 километр новых дорог и два моста общей протяженностью 415 метров.

В этом году планируется ввести в эксплуатацию участок дороги от станицы Темижбекской до границы со Ставропольем протяженностью восемь километров. Это завершающий этап строительства автомобильной трассы Кропоткин — Темижбекская — граница Ставропольского края — дороги, которая соединит по кратчайшему расстоянию Кубань и соседний регион.

Конечно, хотелось бы строить больше. Проблем более чем достаточно. В крае необходимо построить 35 обходов городов и крупных населенных пунктов, 47 транспортных развязок (17 на пересечениях автомобильных дорог и 30 на железнодорожных переездах). Нужно реконструировать с уширением более 4600 километров дорог (только первоочередных, на самых важных маршрутах, — почти 900 километров) и 119 мостов, пропускная способность которых не соответствует существующей сегодня интенсивности движения.

Причина — недостаток финансирования. Понятно, что в условиях дефицита денег в первую очередь они направляются на ремонт и содержание существующей сети дорог, а строительство и реконструкция финансируются в минимальном объеме. Выход мы видим в привлечении средств из других источников — федерального бюджета, частных инвестиций. И работаем в этом направлении.

— А каков общий объем освоенных капвложений за 2003 год? Сколько намечено освоить в нынешнем?

— В 2003 году общий объем финансирования дорожной отрасли составил 2,7 миллиарда рублей. В 2004-м планируется собрать в дорожный фонд более 3,6 миллиарда (утверждено в бюджете края пока 3,18 миллиарда). Если прогноз сбудется, то в этом году будет профинансировано на 22 процента больше, чем в прошлом, если считать в сопоставимых ценах (с учетом инфляции).

Но, конечно, прошлый год — плохой критерий для сравнения. Принимаемые на федеральном уровне изменения в законодательстве методично уменьшают поступления налогов на финансирование дорожного хозяйства. С 2003 года был упразднен главный источник доходов территориального дорожного фонда — налог на пользователей автодорог. Он был заменен долей акцизов на нефтепродукты, которые уплачивают продавцы или производители ГСМ.

Но замена оказалась неравноценной, и финансирование краевых дорог уменьшилось более чем на полтора миллиарда рублей. В результате с 2000 года оно сократилось на 21,4 процента.

— Откуда поступают средства в «Дорожный комитет»? Надо полагать, сбоев не бывает, поскольку вы — государственное учреждение?

— Все работы на краевых магистралях осуществляются за счет дорожного фонда. Он является целевым и финансируется из краевого бюджета. Основными источниками его образования являются транспортный налог, акцизы на нефтепродукты и краевая доля земельного налога. Поступления полностью зависят от сбора этих налогов, от того, как своевременно их уплатят и насколько оперативно сработает налоговая инспекция. Ну и, конечно, большая роль в этом краевой администрации и финансового департамента. В 2003 году по распоряжению губернатора была создана комиссия по организации проверок объектов нефтепродуктообеспечения и полноте уплаты транспортного и земельного налогов. До этого с их собираемостью были большие проблемы.

В этом году Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона, который отменяет федеральный дорожный фонд и оставляет существование территориального дорожного фонда на усмотрение законодательных органов субъекта Федерации. Считаю упразднение целевого характера источников финансирования совершенно недопустимым и очень надеюсь на понимание коллег-депутатов в этом вопросе. Почему этого нельзя делать? Причин несколько.

Во-первых, чтобы сохранять и развивать сеть дорог, необходимо планировать на несколько лет вперед. А без дорожного фонда не может идти и речи о долгосрочном планировании, о создании перспективных программ модернизации и развития сети автодорог общего пользования, поскольку невозможно спрогнозировать объем финансирования даже на ближайшие годы.

Во-вторых, с ликвидацией целевого дорожного фонда возникает проблема оплаты работ. Как известно, они носят сезонный характер и должны выполняться в жаркое время года (около четырех месяцев в году). В строительный сезон дорог каждый день. Без преувеличения, работу дорожников можно сравнить с работой хлеборобов в период жатвы. Именно в этот период года и должна осуществляться наибольшая доля финансирования, что весьма проблематично при отсутствии целевого источника.

А кроме того, задержка оплаты, ее перенос на более поздний срок может привести к большим финансовым трудностям на наших предприятиях. Ведь для того чтобы заранее заготовить материалы и вовремя приступить к работам, они вынуждены брать кредиты банков, которые необходимо вовремя возвращать. А кроме финансовых трудностей, они не смогут планировать ни кадровую политику, ни обновление необходимой техники. Для этого надо знать перспективы хотя бы на будущий год.

Никак нельзя нам потерять дорожный фонд, благодаря которому удалось сохранить краевые дороги в хорошем состоянии в тяжелые для экономики годы.

— Вашу отрасль курирует вице-губернатор Олег Константинович Безродный. Какие с ним взаимоотношения?

— Можно сказать, что с куратором нам повезло. Повезло потому, что работать доводится со Специалистом с большой буквы. Ведь многие годы Олег Константинович работал в нашей отрасли. И не только работал, но и успешно ею руководил. Во многом благодаря его стараниям удалось сохранить наши дороги во время экономического спада.

И сейчас он как опытный дорожник участвует в разработке всех программ развития и как опытный руководитель осуществляет координацию деятельности всех дорожных структур в крае — и федеральных, и региональных.

— Есть ли перспективный план развития дорог Кубани? До какого года? Включено ли их строительство отдельной строкой в программу «Север»?

— Перспективные планы развития дорог России разрабатываются чуть ли не ежегодно. Наши предложения по краевой сети включали и в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», и в «Национальную программу модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года». Вот только с реализацией этих программ дела обстоят плохо.

Причины — нет запланированного финансирования из федерального бюджета, снижается поступление средств из краевого. В этом году мы совместно с краевой администрацией, управлением федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю и дирекцией автомобильных дорог Черноморского побережья разработали «Программу развития сети автомобильных дорог общего пользования Краснодарского края на период 2005—2007 гг.»

Как она будет реализована — зависит от финансирования. А здесь как раз ясности нет никакой — и в связи с упразднением федерального дорожного фонда, и в связи с разделением дорожного бюджета между краем и муниципальными образованиями. Для реализации перспективных программ необходима, в первую очередь, стабильность налогового и бюджетного законодательства.

Что касается программы «Север», то в этом году было принято решение ускорить ее выполнение в дорожной части. В этом году на нее за счет субсидий из краевого бюджета (целевого бюджетного дорожного фонда) будет выделено 192 миллиона рублей. На эти средства планируется отремонтировать 166 километров муниципальных дорог и улиц в северных районах.

Действовать нужно осторожно

— Что из себя представляет сегодня дорожная отрасль края? Какова обеспеченность техникой, в том числе специальной?

— Сегодня в отрасли насчитывается более 50 подрядных организаций различной формы собственности, в которых работают свыше 7 тысяч человек. Обеспеченность техникой — самая разная, в зависимости от экономического состояния этих предприятий, заинтересованности в результатах своего труда и ответственности за него. Дело в том, что 16 предприятий являются государственными, а 14 — это ОАО, ЗАО и т.п.

Сегодня все заказы, оплачиваемые из дорожного фонда, размещаются только на конкурсной основе. А в условиях рынка и жесткой конкуренции лучше срабатывают частные предприятия. Поэтому и эффективность их работы выше, и оснащенность современной техникой лучше. Отсюда и качество работы, и заинтересованность в успешном развитии производства. Именно поэтому, учитывая многолетний успешный опыт работы таких предприятий, администрацией края принято решение о реорганизации структуры управления дорожным комплексом. Что это будет — холдинг или какая-то другая форма, пока не решено, но то, что акционирование производственных организаций необходимо — уверен. В то же время считаю необходимым сохранить отраслевой подход к дорожному комплексу края. Нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить наработанную десятилетиями инфраструктуру, чтобы не развалить единую отрасль, сложившуюся в крае.

— Какие коллективы считаются лучшими в отрасли?

— В этом году лучших показателей в работе добились ДСУ-1 (г. Краснодар), ЗАО ДСУ-4 (г. Армавир), ГУП КК «Павловское ДРСУ», ГУП КК «Ленинградское ДРСУ», ГУП КК «Новопокровское ДРСУ», ОАО «Красноармейское ДРСУ», ДЭП 119 (г. Кореновск), ДЭП 114 (г. Новокубанск).

Среди лучших руководителей дорожной отрасли:

А.Н. Селин — директор ДСУ-1, заслуженный дорожник Кубани, почетный работник транспорта, награжден медалью «За доблестный труд» и орденом «Знак Почета»;

Т.С. Мискуров — директор ГУП КК «Дагомысское ДРСУ», заслуженный строитель Кубани;

Н.Ф. Войтенко — начальник ГУП КК «Ленинградское ДРСУ», заслуженный дорожник Кубани;

Е.А. Клиндухов — начальник ГУП КК «Ейское ДСУ-2», заслуженный строитель России, почетный дорожник России, награжден медалью «За вклад в развитие Кубани» II степени;

В.Н. Кусик — начальник Анапского ДРСУ «Вираж», награжден медалью «За вклад в развитие Кубани».

Эти руководители относятся добросовестно ко всем требованиям заказчика и обеспечивают качественное выполнение работ по ремонту и содержанию дорог. Не забывают о необходимой модернизации техники и совершенствовании организации труда. Заботятся о должном уровне заработной платы в своих коллективах.

Среди лучших рабочих дорожной отрасли:

А.М. Манойленко — машинист экскаватора Красноармейского ДРСУ, который награжден почетным званием «Заслуженный дорожник Кубани», представлен к награждению памятной медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени. Он принимал активное участие в ликвидации последствий стихии в 2002 году;

В.В. Лесников — машинист асфальтосмесителя АБЗ ГУП КК «Анапское ДРСУ «Вираж», стаж работы в отрасли у него 40 лет;

В.В. Сергиенко — машинист асфальтоукладчика Темрюкского ДРСУ. Оба они представлены к награждению званием «Почетный дорожник России».

Дорожная отрасль издавна славилась своими династиями, например Воробьевых, Гребенниковых. Их представители из поколения в поколение передавали опыт в дорожном строительстве.

— В 40-градусную жару класть асфальт — это поистине каторжный труд. Наверное, платите людям хорошо? Какие средние заработки?

— Конечно, никакое обновление техники и усовершенствование технологии не заменят человеческого фактора: знаний, опыта, выдержки и физической выносливости. Долг обязывает людей, связавших свою жизнь с дорогами, быть готовыми всегда к любым испытаниям: днем и ночью, в жару и холод.

На протяжении всей истории отрасли, как бы ни свирепствовала стихия, дорожники снова принимались за свой созидающий труд, усмиряя буйные реки, устраняя последствия грозной стихии. Но, к сожалению, заработная плата не соизмерима с физическими и моральными затратами в отрасли и составляет в среднем по краю 5500 рублей.

Пока большей частью нам удалось сохранить кадровый потенциал отрасли, но некоторые негативные последствия уже имеются: все больше выпускников автодорожного факультета КубГТУ уходят после окончания вуза в коммерцию, на высокооплачиваемую работу в проектных и производственных организациях нефтяной и газовой промышленности. Выход один: реорганизация дорожных организаций, повышение эффективности и рентабельности их работы.

Проблем пока предостаточно

— На одной из последних встреч с главами городов и районов губернатор Александр Николаевич Ткачев заметил, что оценивать руководителей органов местного самоуправления будут в том числе и по тому, насколько благоустроены населенные пункты, каково состояние в них дорог и тротуаров. Ваше мнение по поводу таких подходов?

— Безусловно, это правильный подход, и давно назревший. Ведь даже у нас, при наличии целевого источника финансирования, хватает проблем. Что же говорить о муниципальных образованиях, где отсутствие целевого источника всегда приводило к финансированию дорог по остаточному принципу. В результате того что на дороги там, как правило, ничего не оставляли, мы получили то, что имеем — безобразную уличную сеть в населенных пунктах.

Поправить положение можно только создав целевую часть муниципального бюджета, направляемую на ремонт улиц, и строго спрашивая с руководителей за целевое и эффективное ее использование. У нас такой контроль осуществляется ежегодно и КРУ, и счетной палатой как на федеральном, так и на краевом уровне.

Это кроме того что финансирование проходит через краевое и федеральное казначейства, что само по себе является способом контроля целевого использования средств. Плюс — обязательная процедура конкурса на выполнение подрядных работ. На муниципальном уровне такие методы до сих пор отсутствовали.

— Сколько лет вы работаете в отрасли? Кого считаете своим учителем? Кого сами воспитали?

— В отрасли работаю с 1976 года. 13 лет проработал в Тюменской области и 14 лет — в Краснодарском крае. Большую жизненную и профессиональную школу прошел у сибирских дорожников. В первую очередь, у бывшего руководителя «Тюменьавтодора» Юрия Владимировича Куренкова. Под его началом впервые стал руководителем крупной дорожной организации.

Но когда стал работать в Краснодарском крае, пришлось во многом переучиваться. Это и понятно: другие природные условия, другие особенности технологии. В общем, своя «южная» специфика, а значит, и своя дорожная школа. К счастью, помогли опытнейшие специалисты. В первую очередь хочется отметить Владимира Евгеньевича Воробьева — отличного специалиста и замечательного руководителя, бывшего начальника ДСУ-4. Светлая ему память. Очень благодарен бывшим руководителям управления «Краснодаравтодор» Александру Сергеевичу Петрусенко и Олегу Константиновичу Безродному, которых также во многом могу считать своими учителями.

А учениками в какой-то мере могу считать специалистов-дорожников тех коллективов, которыми руководил — и в Сибири, и в Краснодарском крае. И я у них учился, и они у меня. Надеюсь, что они тоже почерпнули что-то полезное из опыта совместной работы. И вообще считаю, что говорить об учениках рано: если смогу кому-то передать накопленный опыт — они сами скажут когда-нибудь о своем учителе.

— Вы — депутат Законодательного собрания Краснодарского края. Не мешает ли работе общественная, политическая жизнь?

— Я являюсь депутатом ЗСК от 70-го Приморско-Ахтарского избирательного округа. Считаю, что участие в политической жизни края, в законодательной деятельности только помогает работе. Руководитель краевой организации просто обязан держать руку на пульсе политической жизни в регионе. Общение с избирателями и коллегами-депутатами помогает глубже узнать нужды жителей самых отдаленных уголков Краснодарского края, лучше работать над обеспечением их социальных потребностей. Очень жалею только об одном: работа руководителем крупной организации оставляет меньше времени на общение с избирателями, чем хотелось бы. Но надеюсь, что смогу помочь в решении жизненных проблем своих избирателей.

А еще надеюсь, что депутатская деятельность помогает мне избежать распространенной болезни чиновников — черствости, бюрократизма и отсутствия желания помочь ближнему.

— Что больше всего волнует, какие проблемы предстоит решать?

— Проблем достаточно. О многих из них я уже говорил ранее. Это проблемы сокращения финансирования, медленного развития сети, недостаточного объема ремонта дорог, что приводит к хроническому недоремонту. Проблем у дорожников хватало всегда. Главное — понимание и поддержка населения края, органов законодательной и исполнительной власти.

Очень хорошо, что наш губернатор прекрасно понимает, что по кочкам и ямам не приедешь в светлое экономическое завтра, что дорожная инфраструктура является основой успешного экономического развития края. Она должна развиваться заблаговременно, а не тогда, когда дороги рушатся под действием возросших транспортных нагрузок.

Мы неоднократно убеждались в понимании краевой администрацией этой экономической аксиомы и во время периодических мероприятий, связанных с транспортными проблемами, которые проводятся в крае на самом высоком уровне.

В этом году их было три: рабочее совещание губернатора Краснодарского края с министром транспорта Российской Федерации И.Е. Левитиным (2 июня в Новороссийске); выездное заседание президиума Госсовета под председательством Президента России В.В. Путина по вопросам развития санаторно-курортной отрасли России (23 июля в Геленджике); совещание полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе, заместителя министра транспорта РФ А. Мишарина и губернатора Краснодарского края по вопросу развития транспортной инфраструктуры на Черноморском побережье России (июль, Анапа).

На всех этих совещаниях Александр Николаевич Ткачев поднимал проблемы транспортных узлов наших самых загруженных транспортом городов — Краснодара, Сочи, Новороссийска и проблемы развития дорожных подъездов к строящимся морским портам. На всех встречах убеждал федеральные органы о необходимости финансирования этих проблем и из федерального бюджета.

Дорожники уверены: только благодаря совместной работе с органами власти и жителями Кубани нам удастся решить эти проблемы и заложить надежную основу успешного развития Кубани.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником, пожелать им крепкого здоровья, счастья и удачи в жизни.

Беседовал Федор БЕЗРУК.

Семья

Судьба и ее подарки

Анастасии Борисовне Субботиной ее восьмидесяти никогда не дашь: светлая, улыбчивая, подобранная вся, а глаза лучатся. Да, стареть ей некогда. То дочку Любу в Риге навестить, то дочку Люду в Григорьевке, то дочку Веру в Австрии… А вот у Натальи с Василием в Северской задержалась надолго: «Нужнее я им сейчас. Младшей, Эммочке, полтора. Внуков-то уже девять».

Бабушка не обсчиталась — девять, но о внуках чуть позже, сначала — об Анастасии Борисовне. Очень многое в семье идет от этой удивительной женщины, которая живет свою непростую жизнь так достойно и красиво.

Бабушка

Мужа, Ивана Ивановича, похоронила в сорок восемь — врачи не спасли, гангрена. Прожили 26 счастливых лет, работал машинистом, растили пять дочек и двоих сыновей. Когда мужа не стало, младшему, Саше, было пять лет. До этого вместе с мужем работала на железной дороге — диспетчером. «Работа очень ответственная — сколько поездов, сколько жизней человеческих. А тут одна с детьми, все бегом, ночи без сна. Не дай Бог ошибка? Пришлось уйти».

Взяла сразу три ставки — две дворника и одну сторожа. Тяжко, зато дети рядом: кто с лопаткой, кто с веничком, кто с учебником. «Мне кажется, сейчас труднее жить — мир был теплее и люди… Дети всегда были сыты, присмотрены. По путевкам ездили — в санатории, пионерлагеря. Даже участковый врач частенько заглядывала без всякого вызова: «Анастасия, на кого больничный выписать?» Чтобы хоть маленько передохнула. В садике — подстрахуют, если вдруг задержусь, со стиркой помогут — в прачечной. И я всегда старалась им помочь. Их колонна всегда самая яркая была на майские и на ноябрьские — цветы красивые делала из тонкой бумаги — маки, розы…»

Руки у Анастасии Борисовны талантливые, все умеет: и шубку сошьет, и комбинезон. И дочерей всему научила.

Спрашиваю, почему не стареет, — улыбается: «Никаких секретов. Жизнь любить, детей любить. И ни в коем случае не сидеть сложа руки». Уже на пенсии прессовщиком устроилась на швейную фабрику, хотя дети повырастали — помощники, и необходимости особой не было. Да и в Австрии сейчас посытнее и попроще, чем в Северской, с неугомонным семейством. Так нет…

Любовь

Василий Берлизов — из Мостовского района. В семье — седьмой, самый младший. Семья — крепкая, работящая. Хоть отец Гавриил Борисович и инвалид с детства (правая рука и левая нога парализованы), но работал день и ночь, сам запрягал лошадей. Всем детям профессию дал, дело рабочее в руки.

Наташа с сестрой Любой приехали из Армавира в Мостовскую на работу устраиваться — здесь планировали строить атомную электростанцию, обещали приличную зарплату, жилье.

Встретились с Василием случайно — у друзей. Было как в кино или доброй сказке: «Я сразу понял, что это — моя жена. На всю жизнь. Молодая, красивая, спокойная… Ну, в общем, моя».

Им пришлось помотаться по краю перед тем, как укрепиться в Северской. Какое-то время жили в Новороссийске, где Василий буквально задыхался: тяжеловато коренному казаку, с пяти лет на дядькиной бричке колесившему, среди многоэтажек и копоти. Смеется: «Лошадь на балконе держать не станешь, и вообще»… Двухэтажный дом барачного типа 24-го года постройки рассыпался на глазах, теснотища — детей уже было двое. Мечтали с Натальей переехать в местечко, чтобы и город недалеко, и лес, и речка. Купили жилье в Афипском, завели хозяйство — корову, птицу… Но здесь подстерегла другая беда — их постоянно затапливало, чуть ли не весь город в воде. Пропали виноградники — было пять роскошных беседок.

Так они попали в Азовскую. Небольшой дом, времянка, 50 соток земли. Василий разбил новый сад — груши, сливы, абрикосы, виноград, орешник… На огороде — кукуруза, картофель, дыни… После работы вторая смена — на земле, в хозяйстве. Спину здесь сорвал, но все росло, цвело и колосилось — витамины и обед на их большую семью.

«Места там волшебные — глаз не оторвать. Часто в лес — все вместе, с малышами, картошку печь. Там на речке плита огромная — и получается мелкий и теплый бассейн по пояс, не страшно с детьми, а им — раздолье. Все наше — поле, небо, трава».

Так они, Берлизовы, и живут — каждый день с радостью встречают. Хотя я, если честно, в это долгое время не могла поверить. Тут с одним, знаете ли, а девять? С ума сойти.

А Наталья сказала: «С девятью проще. Нас больше друг у друга, понимаете»?

Это я поняла, вдоволь наобщавшись за день с малышней, поговорив с ребятами постарше, понаблюдав за взрослыми. Их на самом деле больше — и по головам считая, и по заботе, теплу и вниманию, которое как бы разлито по этой семье, где бы все двенадцать (вместе с бабушкой) ни находились. Вот 15-летний Гарик забрал Эмму с маминых рук и понес наверх — укладывать. Стоп — а ведь его никто об этом не просил — просто время пришло, а мы, взрослые, заняты разговором. Вот Диана побежала на кухню калину заваривать — Алинка кашляет. Девчонки подталкивают Илюшу: «Собирайся, а то в школу опоздаешь». И так весь день дела вершатся — спокойно, без суеты. Все в курсе всего, все знают, что делать.

И я знаю, откуда эта доброжелательная размеренность. Да, дети очень хорошо воспитаны — такое сейчас не часто встретишь. Но воспитаны не постоянными «Надо!» и «Давай!», а укладом, самой атмосферой большой и дружной семьи. Бабушка так сказала: «Я не слышу у них брани, Василий с Натальей никогда не ругаются».

Это взрывной как порох Василий и мягкая, уравновешенная Наталья? Спрашиваю у Василия: «Кто первый идет навстречу?» Улыбается: «Мы. Правда мы. Меня даже мужики спрашивают: «У тебя что, жена руководит?» «Почему жена? — отвечаю. — Решаем все по уму, вместе. А вообще-то я с ней во всем советуюсь, даже носки без нее не куплю. Так легче жить — когда дружба есть».

И любовь — добавлю. Это по полочкам не разложишь и по строчкам не распишешь — с любви в этой семье все начинается, и дай Бог, чтобы так было всегда.

Всмотритесь в лица на фотографиях — и объяснять больше ничего не надо.

Дети

В девять раз больше любви — да. И проблемы тоже умножим на девять — болезни, слезы, уроки…

Гавриилу (назван в честь деда), или Гарику, — 15. Окончил девятый, теперь будет учиться в вечерней школе. Сердце, позвоночник — каждые полгода нужно ложиться в стационар. Сейчас уже получше, а в пятом классе четыре раза за год пришлось в больнице побывать. Самый большой (после папы) книгочей, и малышня — за ним следом. Библиотекарь как-то сказала Наталье: «Кто детективы, кто сказки, а ваши — про землю, цветы, про животных». Гарик, между прочим, не только подробно расскажет, как поля следует засевать, но и стол письменный своими руками соорудил. Мечтает, что однажды на этом столе компьютер появится. В саду первый помощник — разбили с отцом клумбы, посадили, кроме традиционных яблок-груш, унаби, инжир, гранат, рододендрон, можжевельник…

Диане — 13, она в седьмом. Росла сорванцом. «Я в полтора года снимал ее с виноградника — как обезьянка, по веткам». Быстрая, шустрая. Сейчас помощница — и блины, и борщ на ней. Малыши ее любят до безумия, Эммочка называет — «няня». Диана мечтает научиться играть на гитаре и пианино. «Пианино пока не осилим, но с гитарой будем пробовать — в школе искусств».

Одиннадцатилетнего Даниила в семье называют «электрик». Сейчас так шутят — десять лет спустя, когда раны затянулись и о той дикой, смертельной боли уже вспоминается с трудом. «Такого непоседы свет белый не видел еще — везде первый, везде вперед. В год и десять месяцев электричеством насквозь прожег руку, поранил другую… Я услышала не плач — мычание. Бегом в комнату, а он выгреб все вещи из шкафа и залез на них, чтобы дотянуться до розетки. Врачи говорили — крепкий, сильный малыш, потому и выдержал. Я его грудью до года кормила. Было две операции в Австрии — сестра работает в детской больнице, договорилась, чтобы бесплатно. Туда едем — то корову продадим, то машину. Зато сейчас посмотрите»… Данилка показывает свои руки и тут же убирает их за спину. «Он и сейчас у нас такой — упертый и бесстрашный. Как с утра заведется — на весь день. А по ночам так иногда кричит… Если гроза — просто мечется…»

Илье тринадцатого октября исполнилось десять. Общительный, очень быстро заводит друзей, защищает девчонок, любит учиться. Бережливый, но не жадный — может все отдать, чтобы только девчонки не плакали.

Восьмилетняя Алина очень хорошо рисует. В школе больше всего нравится математика. Любит уединиться и о чем-то помечтать.

Первоклассница Ангелина — хитренькая, умненькая и очень настойчивая. Захочет — добьется, сказала — сделает. Самая аккуратная из детей — все должно быть на своих местах. «Только научилась ходить — уже везде все тряпкой вытирает. Перед тем как выйти на улицу, обследует меня всю до сантиметра. Обнаружит вдруг пятнышко на кофте — пристыдит и заставит переодеться. Если кто-то в гости заглянет, никогда в шортах и майке не выйдет — приоденется, причешется. Наш Ангелочек».

Филипп тоже октябрьский, ему только что исполнилось пять. «Очень сильный физически, если шлепнет кого шутя — мало не будет. В четыре года полведра воды до бани абсолютно спокойно доносил. Такой растет медвежонок». Любит петь, любит цветы, растения. В Азовке, когда почти в лесу жили, от сенокоса двести метров — для него был рай.

Мише три года. «Не говорит он у нас пока — только повторяет отдельные слова. В дедушку, наверное, пошел. Да и Гарик у нас в три года начал говорить. А в машине разбирается получше взрослого — и колесо заставит поменять, и решетку на фары поставить».

Эмилии — год и пять. «Девочка с характером — у нас на нее вся семья работает. Пацаны ее беспрекословно слушаются. Начальница!».

Всех посчитали? Все правильно — девять. Добавлю, что Наталье — 39, Василию — 40. Такая арифметика.

И еще. Когда они встретились, не поженились еще, Василий сказал: «Детей не меньше десяти у нас будет». И тогда, и сейчас он даже представить себе не может, как это — только один или двое детей в семье. «Знаю, что на выходные приедут сестры с семьями, на двух или трех машинах. Зайдут, поздороваются. Родные люди. У нас в Губской пять домов на одной улице родственников. Уже внуки женятся. Стайкой все держатся. Вот это — родство».

Дом

Да, дарит судьба подарки, если люди идут ей навстречу без боязни, с надеждой. А недавно — полгода назад — семья Берлизовых переселилась в великолепный двух-этажный дом с башенкой и мансардой. Вот уж подарок так подарок. Заслуженный. Администрация края перечислила 900 тысяч рублей, и Берлизовы из избушки переехали во дворец. Сказка?

«Однажды я поехала в краевую соцзащиту насчет детских, которые нам собирались выплатить мукой. Зачем? Когда мне этой мукой торговать? Пока решали вопрос, о проблемах своих рассказала, в каких условиях живем. Нам посоветовали вплотную заняться жилищным вопросом, но тогда все это казалось нереальным».

Встали на очередь. Рождались и подрастали дети. «В краевом детском фонде нам сказали: «Под лежачий камень вода не течет» — и стали помогать с письмами в самые разные инстанции — район, край, Москву. Очень помогла Инна Мальцева — она руководитель краевой организации «Большая семья», воспитала 26 своих и приемных детей, тоже из нашего района. Писали губернатору Ткачеву, его заместителю Ремезкову. И вдруг недавно звонят из района: «Вам деньги из краевой администрации пришли». Я не знаю, как благодарить этих людей, какие найти слова»…

Месяц как переехали Берлизовы в свой новый шикарный дом. Только один зал на первом этаже 30 метров — как все их жилье в Азовке. Огромный коридор, кухня, кладовая, гладильная. У бабушки своя комната — в Азовке она с двумя малышами жила во времянке с печным отоплением. Три большие светлые комнаты на втором этаже. Уже начали сажать огород. И для бабушкиного хозяйства — шестидесяти кур — место нашлось.

Правда, пусто пока в этих светлых и солнечных комнатах — две детские кровати, Эммочкин манеж… «Знаете, всякую рухлядь — развалившийся шкаф, старые двухъярусные кровати, сгоревшую стиралку пришлось оставить в Азовской. Белье и одежда — пока в коробках и ящиках».

Если учесть, что бюджет семьи складывается из папиной зарплаты (одна на 11 человек, Василий работает паркетчиком в Пашковском сельхозтехникуме плюс шабашки) и девятисот «детских» рублей, мебель в новом доме появится очень не скоро. «Знакомые попросили, чтобы их новый диван у нас постоял, пока у них ремонт. Ребята ходят вокруг него кругами — красотища, конечно. Но — чужая». Эх, помочь бы Берлизовым для начала хотя бы с элементарным — диван, кровать, стол, стиралка…

«Ну, — возразит сейчас кто-то, — мед, да еще и ложкой!» Нет, никогда им сладко не жилось — Берлизовым. А тут — домище! Так получилось, что с этим переездом и огород не сажали — в зиму ни одной картофелины, ни моркови, ни лука… Сахар покупают по килограмму. В общем, сжались пока в комочек. Очень нужен телефон, но подключение стоит 4 тысячи, и даже если эти деньги в семье вдруг появятся (хотя нет, это из области фантастики), их сразу же потратят на зимнюю обувь.

Я уверена, что потихоньку все встанет на свои места — обоснуются, обставятся… Только школа уже началась и зима вот-вот — на полу спать холодно. Так что от Берлизовых прямиком мы отправились в Северскую районную администрацию, к заведующей отделом по социальной защите семьи, материнства и детства Наталье Григорьевне Гайворонской. Памятуя широту и значимость предыдущего подарка, просто попросили: помогите, если есть такая возможность. И объяснили, чем конкретно.

Прикинули. В Северском районе около 800 многодетных семей (где больше троих детей). По моей просьбе сделали выборку, и получилось, что таких, как Берлизовы (где детей от семи до одиннадцати), по пальцам перечесть — шесть на район.

Мне объяснили, что Афипский нефтеперерабатывающий помогает своим афипчанам. По территориальному, так сказать, принципу. ОАО «Утяжелитель» — ильчанам. НГДУ «Черноморнефть» — тем, кто в Черноморском проживает. А в Северской так — мелкие предприниматели, нет крепких и богатеньких предприятий.

Что ж, может быть, тогда помогут Берлизовым всем миром — раз уж так случилось? Северчане, вы нас слышите?

Наталья Григорьевна сказала: «Попробуем с мебели начать — в Северской цех должен открыться… Будем помогать».

Ну, судьба, не подкачай еще разок. Пожалуйста…

Ольга ЦВЕТКОВА.

ст. Северская.

Урожай-2004

Перезимуем!

Уже к 5 октября, как и положено, в лучшие агротехнические сроки в ЗАО КСП «Кубань» Новокубанского района завершен сев озимых. Естественно, внесли минеральные удобрения и под основную обработку пашни, и при закладке семян в почву. А тут и дожди подоспели. По идее развитие культур должно пройти нормально, в зиму растения уйдут окрепшими.

— В этом году вы получили по 84 центнера ячменя и по 73 — пшеницы с каждого гектара… Тяжело будет прирастать на будущий сезон? — задаю вопрос руководителю хозяйства Л.Ф. Лосенкову.

— Прирастать урожаем — не главное, — ответил директор. — Важнее другое: чтобы стабильность была и цены на хлеб достойные.

Пока зерно не пользуется спросом в России. Вот и выжидают руководители лучших времен, когда хотя бы по пять рублей за килограмм пшеницы будут давать. Но выжидай — не выжидай, а отсеяться нужно как можно быстрее. Сроки-то уходят.

— В принципе, на сегодня в целом по краю по севу озимых мы превышаем на 33 тысячи гектаров соответствующий прошлогодний уровень, — прокомментировал ситуацию начальник управления по растениеводству крайсельхоздепартамента В.А. Кулик. — Но обольщаться не следует. Ведь еще не засеяно пшеницей и ячменем свыше 300 тысяч гектаров. А погода может преподнести сюрпризы. Вдруг задождит.

Сдерживает сев подготовка массивов почвы. Под сахарной свеклой еще находится 36 тысяч гектаров, под кукурузой на зерно — более 200 тысяч, под подсолнечником и соей — свыше 40 тысяч гектаров. Только после их уборки и разделки почвы можно будет сеять озимые.

…Надо сказать, что нынешний год оказался урожайным практически на все культуры. Сахарная свекла, к примеру, дает по 375 центнеров с гектара, а в семи районах края — за четыреста. Урожайность риса — 46,1, подсолнечника — 19,3, кукурузы на зерно — 51,9, сои — 18,9 центнера с гектара. Большинство хозяйств края заготовило полуторагодичный запас сочных кормов, полностью обеспечило животноводство зернофуражом. Перезимуем!

Ф.ШАТРОВ.

Футбол. Сборная

Карта Ярцева бита,
но Ярцев остается?

Унизительное поражение (1:7) в Лиссабоне от португальцев не повлекло за собой отставки главного тренера сборной России Георгия Ярцева.

Несколько месяцев назад мы нашли объективные причины, оправдывающие провальное выступление нашей команды на чемпионате Европы-2004 в Португалии и, естественно, выводящие из-под огня критики главного тренера. Мол, российская сборная играла в самой сильной подгруппе, потому и не вышла в следующий круг состязаний. Аргументы? Пожалуйста! Кто вышел в финал? Португалия и Греция, соперники команды Ярцева на первом этапе чемпионата. Греков, будущих чемпионов Европы, российская сборная обыграла… Испанцам уступили? Так это всем сборным сборная: авторитетная, рейтингом повыше. Как заметил заслуженный мастер спорта Валентин Бубукин: «Ярцев у нас никогда не виноват…»

Похоже, что это так и есть. Отборочный цикл чемпионата мира-2006 сборная России начала с домашней ничьей со Словакией — 1:1. Победа над Люксембургом — 4:0 ни о чем не говорит: у этой сборной Лихтенштейн с таким же счетом выиграл. Другое дело игра с Португалией. Никто не считает, что наша команда обязана была побеждать грозного соперника на его поле — чрезвычайно сложная задача. Страшно не поражение: португальцы дома способны повергнуть любого, кто встанет на пути. Убивает счет. Что же это за команда, которая позволяет над собой так издеваться?! Почему футболисты, попав по ходу встречи в непростую ситуацию, не проявили характера и волевых качеств?

В трех первых матчах сборная России набрала 4 очка из 9 возможных. Ужасный старт. И в этом нет вины Ярцева. Это — его беда. Далеко не каждый хороший футболист может стать хорошим тренером. Никак не удается Георгию Александровичу создать слаженный ансамбль, способный демонстрировать футбол должного уровня и побеждать. Если сборная России и дальше будет продолжать в том же духе, то чемпионата мира ей не видать как своих ушей. В Германию поедут другие.

Когда некоторые видные футбольные функционеры пытаются объяснить позорное выступление в Лиссабоне проблемами, существующими в российском спорте и в футболе в частности, это не выглядит убедительно. Свести разговор к бедам детского футбола или к другим глобальным проблемам — проще всего. Как бы там ни было, в нашем чемпионате, который, прямо скажем, не бедствует, выступают достаточно сильные игроки, у которых нет никаких проблем. Впрочем, как и у сборной, которой созданы все условия. В конце концов речь идет о конкретном турнире и конкретном матче. Те же гандболисты просто нищие в сравнении с футболистами, но они выигрывают медали. У нашей сборной по футболу нет сильного тренера. Вот из этого надо и исходить…

Премьер-лига

Никакой логики

Сегодня после двухнедельного перерыва возобновляется чемпионат страны в премьер-лиге

И вот что любопытно. В субботу играют все четыре клуба — «Локомотив», ЦСКА, «Зенит», «Крылья Советов», чьи игроки составляют костяк национальной сборной, которая в четверг глубокой ночью завершила отборочный матч чемпионата мира против Португалии в Лиссабоне. Другие команды сыграют днем позже. Причины такой последовательности вполне объяснимы, если иметь в виду ЦСКА и «Зенит», выступающие в еврокубках. Непонятно, почему загнали в тупик «Локомотив». Уж он-то мог сыграть с «Москвой» в воскресенье. И «Крылья Советов» с «Амкаром» тоже... А вот у «Сатурна» с «Аланией», «Торпедо» с «Динамо», «Шинника» со «Спартаком» вроде нет причин не встречаться между собой в субботу…

Календарь российского чемпионата вообще имеет одну весьма странную особенность. Старт — ранней весной, когда «еще в полях белеет снег», перерывы в жаркую, что ни на есть футбольную погоду, потом снова, уже глубокой осенью гоним вовсю лошадей. Сроки-то поджимают…

Сейчас все усиленно муссируют слухи о якобы договорном матче «Балтики» и «Черноморца». А когда в предыдущем туре разогнавшийся «Шинник», одержавший семь побед подряд, вдруг «прокалывается» в Москве против совершенно никакого «Динамо», в один миг разучившись играть, никто не бьет в колокола. Думаю, не надо объяснять почему. «Динамо» — это «Динамо», ему все можно. В том, что в этой встрече все было предопределено заранее, уверены многие специалисты, журналисты, болельщики, присутствовавшие на трибунах динамовского стадиона.

Александр Бубнов, в прошлом известный футболист столичных «Динамо» и «Спартака», игрок сборной СССР, прямо заявил корреспонденту «Советского спорта»: «Стопроцентный договорняк. У меня в этом нет никаких сомнений… То, что я увидел, меня изрядно повеселило и возмутило… «Шинник» во всей красе показал себя болотной командой, которая продает матчи. Она, кстати, занималась этим и в советское время, когда я сам еще играл. Помню, они долго играли в первой лиге и никак не могли выйти в высшую. Почему? Ведь на Кубок играть против них было очень тяжело… Да потому, что в команде выступали опытные игроки, в начале года они наберут очков, чтобы не вылететь, а потом элементарно продавали матчи. На это и жили… Пресс-конференция меня окончательно убедила в том, что это был договорный матч. Долматов (главный тренер «Шинника». — В.А.) прокомментировал игру так: «Игра была равная». И пауза. Каждый может домыслить продолжение этой фразы — она прекрасно всем известна. Дальше он сказал: «Одним очень надо было победить, другим ничего не надо было». И наконец: «Я рад помочь московскому «Динамо». Все эти слова — это же просто косвенное признание того, что все в этом матче было ясно до его начала…»

После этого убедительного монолога Бубнова все остальные комментарии не менее известных в футболе людей, пытающихся защитить «Динамо» и «Шинник», теряют всякий смысл. Их аргументы шиты белыми нитками… Если так принципиально динамовское руководство, то почему арбитр беззастенчиво «убивал» более грамотный и сильный сегодня «Амкар»?

Как и во всем остальном, в российском футболе действует политика двойных стандартов. Что дозволено одним, для других — преступление. В нашем чемпионате все равны, но некоторые все же равнее — примеров уйма… Мы отыгрываемся на слабых, на тех, кто не может дать сдачи.

За пять туров до финиша у «Кубани» крайне тяжелое положение. Как уйти с предпоследнего места, если все гостевые встречи предстоит сыграть в Волгограде, Казани и Перми, а дома — с «Торпедо» и «Шинником»? Надежда только на расширение премьер-лиги. Но президент РФПЛ Евгений Гинер категорично заявил: «Это бред, и мне даже неинтересно знать, от кого он исходит». Завтрашний матч с «Ротором» практически может определить судьбу краснодарской команды… Отступать дальше некуда: позади — первый дивизион.

Справедливости ради надо заметить, что и конкурентам «Кубани» придется в этом туре нелегко. «Амкар» играет на своем поле, но с кем — с «Крыльями Советов», еще сохраняющими вполне реальные шансы на золотые медали. В аналогичном положении «Рубин», принимающий «Зенит». Сеча будет серьезная — уж больно очки и тем и другим нужны… «Ростов» в Москве с ЦСКА встречается, «Алания» держит экзамен в Раменском…

Первый дивизион

Все как и запланировано

В Саратове местный «Сокол», вторая команда чемпионата, обыграл безусловного лидера первенства грозненский «Терек» — 2:1 и сохранил отрыв в четыре очка от «Томи».

Волжане (Хан) повели в счете на исходе первого тайма. Но еще до перерыва лучший бомбардир турнира Федьков восстановил равновесие — 1:1. Победный гол забил Качуро, реализовав на 63-й минуте пенальти — 2:1. И в Томске, где сибиряки принимали «Балтику», события развивались по схожему сценарию. В самом начале матча Антипенко вывел «Томь» вперед — 1:0. Спустя две минуты Гаделия провел ответный мяч — 1:1. На 31-й минуте Демкин забил решающий гол в ворота гостей — 2:1. Теоретически у «Томи» есть шансы обойти «Сокол», практически это едва ли возможно. Успех волжан в матче с «Тереком» по существу предопределил судьбу второй путевки в премьер-лигу.

Неудачным оказался вояж «Черноморца» в Тулу. «Арсенал» обыграл новороссийскую команду, забив в каждом тайме по мячу — 2:0 (Мазов, Коровушкин). Гол Сальникова на 90-й минуте матча принес победу «Спартаку» в гостевой встрече с липецким «Металлургом» — 1:0. С таким же счетом «КамАЗ» обыграл на выезде подмосковные «Химки» — 1:0 (К.Деменко). Динамовцы Брянска выиграли очень важный для себя матч в Новокузнецке у «Металлурга-Кузбасса» — 2:0 (Усиков, Шелютов).

Результаты остальных встреч: «Орел» — «Анжи» — 0:0, «Динамо» Мх. — «Уралан» — 1:2 (Асильдаров — у хозяев, Швец, Богданов — у гостей, на 75-й минуте Асильдаров не реализовал пенальти), «Луч-Энергия» — «Газовик-Газпром» — 4:0 (Гарин, Гордиюк, Соколов, Астафьев), «СКА-Энергия» — «Лисма-Мордовия» — 1:0 (Поддубский), «Локомотив» Ч. — «Нефтехимик» — 1:0 (Алимов).

Виктор АНФИНОГЕНОВ.

Любое использование материалов допускается только после уведомления редакции. ©2008-2024 ООО «Вольная Кубань»

Авторские права на дизайн и всю информацию сайта принадлежат ООО «Вольная Кубань».
Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия ООО «Вольная Кубань». (861) 255-35-56.