7 марта 2006 года |
НОВОСТЬ ДНЯ |
Будьте счастливы, любимые!
Что говорит не с чувствами — с душой; Есть что-то в ней над сердцем самовластней Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье, Как милый свет родной звезды твоей, Какое-то влечет очарованье К ее ногам и под защиту к ней.
Когда ты с ней, мечты твоей неясной Неясною владычицей она: Не мыслишь ты — и только лишь прекрасной Присутствием душа твоя полна.
Бредешь ли ты дорогою возвратной, С ней разлучась, в пустынный угол твой — Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской. Евгений БАРАТЫНСКИЙ.
8 Марта —
|
ИНФОРМАЦИЯ |
Уникальная акция Цветы девушкам от инспекторов ГАИВчера в Краснодаре в канун Международного женского дня инспекторы краевого управления ГАИ провели уникальную акцию. Вместо карающих полосатых жезлов у стражей дорог в руках были алые гвоздики. А останавливали представительниц прекрасной половины человечества лишь только для того, чтобы поздравить с праздником. Из плотного потока мчащихся по улице Красной машин инспектор полка ДПС УГИБДД ГУВД старший лейтенант Акшимиди вылавливает красную малолитражку. Взмах жезла, и иномарка как по команде останавливается у обочины. Представившись, инспектор просит предъявить документы. Очаровательная блондинка протягивает водительское удостоверение, страховку и талон тех-осмотра. — Так, срок техосмотра скоро истекает, — строго говорит милиционер. — Да я помню-помню, — оправдывается девушка, — не штрафуйте меня, пожалуйста, а то муж будет ругаться! — А будет ли муж ругаться, если мы поздравим вас с Международным женским днем? Девушка удивленно подняла брови... — Управление краевой Госавтоинспекции желает вам счастья, здоровья и исполнения всех желаний. Здесь инспектор ГАИ достает из-за спины цветы и дарит девушке. — Я просто потрясена, спасибо вам большое, обещаю всегда соблюдать Правила дорожного движения и никогда не пререкаться с инспектором! Целый день в Краснодаре в ходе праздничного рейда девушки-водители получали цветы от стражей дорог. По словам самих инспекторов, такие акции укрепляют дружбу между водителями и представителями закона. Вот только бы мужья не заревновали! Александр РУНОВ.
Форум От «красиво» на бумаге —
|
ПОЛИТИКА |
Политдень Заставь дурака Богу молитьсяС третьего марта на приднестровском участке молдавско-украинской границы Украина ужесточила режим перемещения товарных потоков Приднестровья. Товары, идущие из непризнанной республики, должны проходить молдавское таможенное оформление. Учитывая «теплые» отношения Молдавии и Приднестровья, это невозможно по определению. По сути Украина, страна-посредница по урегулированию приднестровского конфликта, встала на позицию одной стороны — Молдавии — и начала блокаду Приднестровья. Во всяком случае, именно так расценены в Тирасполе действия Украины. Между тем в Московском меморандуме 1997 года зафиксировано право Приднестровья на свободную экономическую деятельность. Под этим документом стоит подпись и президента Украины, правда не этого, а другого. На границе скопилось большое количество автомобилей и поездов. Под угрозой срыва оказались многомиллионные контракты на поставки металла и другой продукции. Это может привести не только к серьезным экономическим потерям региона, но и к гуманитарной катастрофе. Самое-то интересное состоит в том, что в Приднестровье проживает более четверти миллиона украинцев. Так что Украина бьет прежде всего по своим соотечественникам. В связи с этим российская, украинская, молдавская и армянская общины Приднестровья, другие общественные организации обратились к руководству России с открытым письмом, в котором просят о помощи. «Хотелось бы, чтобы Москва выполняла свои обязательства и обещания как страна-гарант, чтобы она добилась того, чтобы Россия и другой гарант — Украина проводили в отношении Приднестровья согласованную политику, как об этом недавно было сказано в совместном заявлении Путина и Ющенко», — сказал один из лидеров общественной организации. Отреагировал наш МИД. Внешнеполитическое ведомство России считает введенный для Приднестровья таможенный режим попыткой экономического давления на Тирасполь и призывает Молдавию и Украину пересмотреть его. Тот факт, что Украина примкнула к одной из сторон конфликта, «угрожает резкой эскалацией напряжения», говорится в заявлении российского МИДа. В общем, «напосредничал» Ющенко. Заставь, как говорят, дурака Богу молиться… А теперь перейдем к нашим российским делам. Это, конечно, отдельная тема. Однако давайте ее обозначим сегодня. Во время встречи с министром Зурабовым Президент РФ строго приказал ему увеличить с 1 апреля пенсии и льготные выплаты на 8,5 процента, то есть прибавка получится больше, чем планировалось. Можно порадоваться, а можно и погрустить. Дело в том, что деньги наши обесцениваются более высокими темпами, чем предусматривало правительство. Так что пока трудно предположить, будет ли эта прибавка выше нуля. Хотя, как бы там ни было, момент для решения о прибавке выбран удачно. Во многих регионах страны в последние дни отмечены выступления населения против жилищной реформы, роста тарифов ЖКХ. Но этому мы посвятим отдельный обзор. А пока — всего вам доброго! Всем читательницам рубрики — искреннее поздравление с 8 Марта! Александр ГИКАЛО. |
ОБЩЕСТВО |
Память Фашисты называли их
|
АГРОПРОМ |
Антонина СТАЦЕНКО:
|
СЕМЬЯ |
Слово о маме Пятнадцать солнечных лучиков
|
КУЛЬТУРА |
Встреча для вас «От песен я молодею...»Некоторые люди проживают жизнь так, что она становится историей. Евгения Белоусова, заслуженная артистка России, всю себя посвятила театру. Она и сейчас продолжает жить им. До сих пор выходит на сцену. Ее часто приглашают в творческое объединение «Премьера», в Краснодарскую государственную филармонию. Она работает в театре ветеранов сцены. Евгения Михайловна исполняет на праздниках куплеты из оперетт «Марица» или «Фраскита», песни военного периода. Недавно ей — первой и пока единственной — присвоили звание народной артистки Кубани. — Успехам, которых вы, Евгения Михайловна, достигли за годы творческой деятельности, можно только позавидовать. Наверное, еще много задуманного. А как же было тогда, в тот счастливый 1939 год, когда вы впервые серьезно соприкоснулись с искусством? — Этот год был особенным в моей жизни! До этого я училась в балетной студии, потом пела в хоре районного Дома культуры. Там меня заметили и направили в ансамбль только что открывшегося Ленинградского Дворца пионеров. Тогда мне исполнилось тринадцать лет. Нашим руководителем был великий композитор Исаак Дунаевский. С нами работали серьезно, привычной была большая нагрузка. А занятия проходили в неформальной форме. В ансамбле быстро сформировался репертуар за счет песен национальных республик на украинском, молдавском, грузинском, армянском языках. Также песен самого Дунаевского. Вообще он нам очень много уделял внимания. Иногда приходил на репетиции, разучивал с нами новые номера, прослушивал. Первую оценку моего творчества дал он, великий композитор. Когда заметил, как я пою и танцую, сказал: «Эта девочка должна быть хорошей актрисой». — Что в точности и сбылось, хотя нелегкий путь пришлось пройти, чтобы добраться до этой заветной цели. Своему мастерству вы учились у жизни? — Именно так. Сначала с детской наивностью думала, что все у меня будет всегда благополучно. Причем именно так все и начиналось. В числе семи одаренных детей, которых направили на Московскую олимпиаду детского творчества, оказалась и я. Но поездка не состоялась. Началась война. Только тогда я поняла, что такое жизнь. Это не только радости, успех и признание. Но еще плен, угроза расстрела и десятилетний срок в сталинских лагерях. В них я приобрела вокальную школу. Со мною в заключении были известные столичные артисты, которые многое дали мне, в частности приобщили к классике. Это можно было назвать своего рода консерваторией. Любые трудности проходят, уступая место светлым и счастливым дням. Так произошло и с Евгенией Белоусовой. Даже несмотря на запрет после десятилетнего заключения возвратиться в любимый Ленинград, она нашла в себе силы приехать в Москву на ярмарку актеров. Там молодую актрису заметил директор Краснодарской музкомедии Андроник Исагулян. Так определилась ее дальнейшая судьба. — Какие чувства испытывали, отправляясь в незнакомый город, где вокруг все чужие? — Я была счастлива. Когда 19 марта 1954 года, бедно одетая, приехала в Краснодар, меня встречали не посторонние люди, а друзья: директор Краснодарской музыкальной комедии Андроник Исагулян и молодой режиссер Григорий Спектор. Через два дня уже состоялась первая репетиция «Вольного ветра», произведения, которым меня встретила Кубань, чтобы оставить у себя на всю жизнь. — В каких ролях представали перед публикой в первое время? — На сцену вышла 10 апреля в роли Стеллы в оперетте Дунаевского «Вольный ветер». Говорят, в России пройти через репертуар Имре Кальмана значит состояться в профессии. Уже в мае я играла именно его произведения, и длилось это тридцать лет. Семь партий в восьми постановках, около трехсот выступлений в этом амплуа. Но среди всех ролей, после Фраскиты, Марица в одноименной оперетте Легара стоит для меня выше других. Ее я впервые сыграла в мае, на гастролях в Сочи. Эту партию выучила за две ночи. Следующие восемнадцать лет я буду исполнять эту роль и в первом, и во втором составах. Особенность творчества актрисы — все ее роли и спектакли всегда оставались постоянными. Она никогда не позволяла эмоциям перекрывать собственно пение и разрушать, размывать строгую музыкальную форму. Она стремилась своим творчеством показать краснодарцам, что оперетта — это не только радость, не только стремление к счастливому концу и красивой жизни. Но и мир чувств, раскаяния, в какой-то степени даже трагедии. Актриса могла читать и чувствовать то, что писал автор. Может, именно поэтому творчество Евгении Белоусовой так скоро вызвало признание у публики. — Несмотря на столь бурный успех, возникало у вас желание вернуться в Ленинград? — Нет. Краснодар стал для меня домом, в котором я состоялась как актриса, с ним было связано много счастливых минут. Я постоянно была занята. Помню, в 1960 году шли репетиции сразу трех спектаклей — «Кубанские ласточки», музыкальной комедии «Где-то на юге», оперетты «Фраскита». А еще мы готовились к гастролям в Москве. Нелегко было, но другой жизни мне и не надо. Прошло больше года, когда я снова оказалась в Ленинграде, в театре музкомедии. Тогда я спела «Сильву», «Холопку», «Марицу». Мне предложили остаться, но это было невозможно. Как я могла покинуть свой театр и людей, окружающих меня? 60-е годы для музыкального театра были необычными. Построили новое здание оперетты. Актеры, которых было на тот момент чуть ли не сто человек, давали по 28 спектаклей в месяц. Часто устраивали однодневные поездки по кубанским селам, станицам и городам. Великолепный коллектив собрался тогда в одну когорту: художник А.Чечин, который рисовал декорации, костюмер М.Захарова, артисты В.Генин, И.Ереньков, А.Виноградова, Н.Цагина, Л.Алабина, М.Роман, К.Крахмалева. — Многие актрисы мечтают хотя бы раз в жизни сыграть роль романтической Татьяны Лариной. Вам это удавалось неоднократно. В чем секрет? — Никакого секрета нет. В 1966 году режиссер в опере «Евгений Онегин» Петра Чайковского мне предложил роль Татьяны. Согласилась. Вот и все. Годом раньше в той же опере я исполняла партию Ольги, тогда мне было 22 года. Уже спустя много лет, в 1994 году, в Зеркальном зале краевой филармонии состоялся литературно-музыкальный концерт «Евгений Онегин», где я снова пела партию главной героини. — Время проходило. И из маленькой девочки вы превращались в воплощение женственности. Повлияло это как-то на ваше творчество? Какие роли вы стали исполнять спустя годы работы в театре? — Все меняется. В психологическом плане у меня уже проступала человеческая зрелость, недоступная молодым, неопытным персонажам, юным девушкам, страдающим в пору любви. Мне исполнилось 43 года, из них пятнадцать лет я посвятила краснодарской сцене. Возникала мудрость и воспоминания, ибо в этом возрасте было что вспомнить. В семидесятые годы в театр пришло новое поколение, им я и отдала часть своих ролей. Меня уже больше интересовали характерные роли. Например, сваха Ханума из мюзикла «Скандал в Авлобаре». Образ Ганны в «Веселой вдове». Этот спектакль просуществовал пять лет, его сыграли 151 раз. Больше половины в роли Ганны — Белоусова. Признание было абсолютным. Она сама говорила о Ганне как о своем близком человеке. За «Веселой вдовой» последовала другая Евгения Михайловна. В творчестве появилась планка, которую уже нельзя опускать. Необходимо было делать следующий сценический шаг. Она становится дивой, популярность растет с каждым днем. — Можно ли назвать роль Кладины в «Горной ромашке», пьесе Виталия Бакалдина, вашей первой характерной ролью? — Да. Это была удивительная постановка, все в ней необычно, особенно для меня. Семидесятые годы вообще были для меня переходным периодом. Я начала изучать себя, свой внутренний мир. Перестала гнаться за модой, перестала быть озабоченной собственной ролью примадонны. С легкостью отдавала собственные премьеры, потом вообще подарила юным актрисам свои концертные платья и аксессуары — перья, вееры, ювелирные украшения. Я всю свою жизнь посвятила театру и дарила людям искусство не ради славы или денег, а потому, что от песен я молодела. 89 ролей исполнила актриса Краснодарского музыкального театра. Последняя — в оперетте «И вновь цветет акация…» Исаака Дунаевского. В ней она сыграла отчасти саму себя. Потому что, исчерпав целиком репертуар, предложила зрителю себя такую, какая она есть. С Дунаевским она вошла на сцену, с ним же и покинула ее. Больше всего Евгения Михайловна боится одиночества и того, что ее могут забыть. Но невозможно забыть того, кого любишь и ценишь. Редакция «Вольной Кубани» является поклонником творчества актрисы. Мы с удовольствием подарили ей подписку на нашу газету, чему Евгения Белоусова была очень рада и благодарна! Марина ЛОСКОВЦОВА. |
СМИ |
Почта России «Мы стараемся радовать»Сложилось так, что большинство сотрудников почты — это женщины. При том, что труд у них далеко не легкий, наверное, это не случайно. Сотрудник почты кроме профессионализма должен обладать еще целым рядом качеств — эрудицией, коммуникабельностью, творческими способностями. Ведь его работа — это работа с людьми. Народ бывает разный, а для почтальонов дело чести — нести человеку радость. «Мы стараемся радовать», — говорят нам они, рассказывая о своих трудовых буднях. По нынешним временам задача эта очень непростая. Тем не менее большинство почтальонов преданы своему делу. Они редко меняют работу. Именно потому, что понимают, как нужны людям, как их ждут. На Павловском почтамте на одном из самых ответственных участков — в группе подписки — трудятся две замечательные женщины: инструктор по подписке Людмила Корж и Елена Ставцева. У Людмилы Васильевны высшее образование. На Павловский почтамт пришла в 1998 году, и вот уже на протяжении восьми лет она возглавляет этот ответственный участок. Лена, окончив в Ростове-на-Дону колледж связи, пришла на почту пять лет назад молодым специалистом. Здесь оказалась на своем месте, нашла свое призвание. Она всегда нужна посетителям и коллегам. Обе женщины — настоящие мастера своего дела. Об этом говорят хотя бы результаты работы: постоянно выполняют и перевыполняют поставленные перед ними плановые задания. Например, при плане на первое полугодие 2006 года 37000 экземпляров подписка составила 38721 экземпляр. Насыщенность подписки — 577 экземпляров на тысячу жителей. — Хочется поздравить всех женщин и пожелать им доброго здоровья, огромного личного счастья, стабильности и больших творческих успехов в дальнейшей работе, — говорит начальник Павловского почтамта Анатолий Карпенко. Начальник Новокубанского почтамта Любовь Симбирская приняла десять лет назад убыточный районный узел связи. Дело казалось безнадежным, но не для нее — энергичной, целеустремленной. Ей помогли здоровый азарт и непреодолимое желание сделать все по-своему — то есть на «отлично»! Она сумела вывести районный узел почтовой связи из отстающих в число передовых предприятий! Высокий профессионализм и знание почтового дела изнутри, требовательность к себе и своим сотрудникам, организаторские способности, новаторство помогают Любови Михайловне грамотно руководить коллективом новокубанских почтовиков, качественно внедрять новые проекты и услуги «Почты России» на кубанской земле. Сейчас уже можно констатировать значительный рост по всем видам предоставляемых услуг. Проводится определенная работа для сохранения и наращивания дополнительных непрофильных видов услуг. Любовь Михайловна Симбирская пользуется большим уважением у сотрудников почтамта. Ее любят граждане всего Новокубанского района. Кстати, она является депутатом райсовета. Коллеги говорят, что ее отличительные черты — честность и умение дарить окружающим тепло. Почтальоны — добрые друзья «Вольной Кубани». Мы не раз писали о женщинах, которые трудятся в этой отрасли. Героями наших публикаций только в последнее время стали, например, почтальон ОПС станицы Куринской Апшеронского района Клавдия Хомутинникова, Татьяна Панченко из Славянска-на-Кубани, Наталья Найденова из хутора Садового Крымского района, Лариса Задорина из Динского района. Мы желаем всем женщинам «Почты России» всего самого лучшего, теплого и светлого, благодарим за терпение, мужество. И хотим сказать, что очень их ценим и ждем новых встреч. Оксана ВОРОНКОВА. |
СПОРТ |
Личность и спорт Звезда Натальи ЦыганковойЕе глаза подобны морю. Большие, искрящиеся, необыкновенно выразительные. Выдающаяся спортсменка, обаятельная, современная женщина, у которой вся жизнь еще впереди. Вчерашняя слава ее не ослепляет. Она прекрасно понимает, что жить прошлым — терять время. Двукратная чемпионка мира, обладательница бронзовой олимпийской медали, заслуженный мастер спорта Наталья Цыганкова, уйдя из большого спорта, осталась верна любимой игре. «Гандбол — мое дыхание…» — она смущенно улыбается, словно в чем-то провинившаяся школьница. Сегодня Наталья Юрьевна входит в спортивный зал с таким же трепетным волнением, как много лет назад, когда была игроком сборной СССР. Только теперь она видит перед собой не Ларису Карлову, Зинаиду Турчину, Татьяну Джанджгава, Наталью Анисимову, Наталью Морскову, Юлию Сафину, Марину Базанову, Ольгу Зубареву — своих знаменитых подруг, с которыми добывала победы и славу отечественному гандболу на крупнейших турнирах, а встречают ее наивные детские взоры, полные надежд и веры в нее, как когда-то она сама верила в Панова, своего первого и единственного наставника. Она возвратилась домой, в родную СДЮШОР, где делала первые робкие шаги к тернистому Олимпу. Цыганкова верит, что ей удастся отыскать новых Цыганковых, Анисимовых, Джанджгава, Борзенковых, Оноприенко, как это удалось в свое время Александру Панову и Александру Овсянникову. Это был звездный час женского отделения СДЮШОР, тренером которой Цыганкова сама теперь является. И рядом с ней, как два десятка лет назад, Наталья Анисимова, с которой они едва ли не весь земной шар объехали. …Ее звезда на гандбольном небосклоне взошла стремительно. В 17 лет — игрок юниорской сборной СССР, победительница престижного Международного турнира «Дружба», в 18 — лучший игрок и бомбардир юниорского первенства мира, в 19 — сильнейший правый крайний планеты, чемпионка мира, один из лидеров национальной команды. Играла она бесподобно. Ураганная скорость, виртуозная техника, удивительное бесстрашие — ничто Цыганкову не могло остановить на пути к воротам. Не зря Наталью прозвали «электричкой». О ее бойцовских качествах и неукротимой воле к победе легенды ходят до сих пор. Объявляя состав, великий Игорь Турчин, два десятилетия возглавлявший сборную СССР, называл игроков по амплуа. Говоря о Цыганковой, тренер практически никогда не представлял ее крайней нападающей, каковой та официально числилась. Обычно бросал такую фразу: «И Цыганкова», — тем самым подчеркивая уникальность ее незаурядного таланта. Наташа одинаково уверенно чувствовала себя на левом фланге атаки и на правом, хотя не была левшой, на месте линейного игрока. В интересах команды она могла полезно и мощно сыграть в центре и на позиции полусреднего, при этом не забрасывала ни одного мяча: броски издали не ее козырь. Волшебство Цыганковой — в понимании игры, в хитроумном обыгрыше, в быстроте оценки ситуации… «Находиться на площадке в одно время с Цыганковой — одно удовольствие, — вспоминает заслуженный мастер спорта Наталья Анисимова, другая ярчайшая звезда мирового гандбола. — Мы понимали с ней друг друга с полуслова, с полувзгляда, пас могли давать с закрытыми глазами. Наташа, помимо всего, обладала фантастической цепкостью. В этом плане она напоминает мне Людмилу Бодниеву, лучшую линейную мира современного гандбола…». …Цыганкова — коренная краснодарка. Фамилия Цыганковых в городе известная. Юрий Никитич Цыганков на протяжении многих лет возглавлял Краснодарскую табачную фабрику… В гандбол Наташа пришла не сразу. Росла она спортивной девочкой, занималась многими видами спорта: легкой атлетикой, баскетболом и даже в цирковой студии. Папа и мама, сами в прошлом разносторонние спортсмены, поощряли увлечение дочери. Ольга Ивановна, школьный учитель физкультуры, человек неравнодушный, талантливый, первой обратила внимание на особенности ее спортивного дарования, посоветовала девочке попробовать себя в гандболе. Так будущая чемпионка мира познакомилась с новой игрой и с Александром Павловичем Пановым, тренером детской специализированной школы гандбола. Как выяснилось, это была судьба. Молодой тогда специалист, еще недавно линейный краснодарского «Буревестника» и сборной СССР, нашел одну из самых талантливых учениц, а Наташа обрела учителя, который раскрыл ее талант, буквально вылепил из нее игрока мирового класса, который практически не имел недостатков. Феномен Цыганковой не подлежит сомнению. Это всегда подчеркивал и Панов: «Гандбол и Цыганкова просто созданы друг для друга. К счастью, помимо природных данных, Наташа обладала редкими волевыми качествами, замеченными уже в детском возрасте, трудолюбием, целеустремленностью. Все это и сделало ее одной из сильнейших гандболисток ХХ века. Я горжусь своей ученицей…». Наташа мечтала играть в «Сельхозтехнике» — так тогда называлась сегодняшняя «Кубань». Но только у Панова, а в краснодарской команде был другой тренер. Поэтому, когда Панов, явно переросший детскую спортивную школу, уехал в другой город, чтобы там создать команду мастеров, доказать, что он способен на многое, она отправилась вместе с ним. В районный городок Невинномысск, что в Ставропольском крае. Мама, конечно, возражала, но папа колебался недолго. Встреча с Пановым, долгий разговор с ним убедили родителей Наташи, что с таким тренером отпускать 15-летнюю дочь можно хоть за тридевять земель. Вместе с Цыганковой поехали еще трое — Светлана Лобченко, Галина Лавренко и Лариса Баранова. Они и стали поначалу костяком будущего «Азота», который через три года произведет настоящий фурор в союзном гандболе. Но это будет потом, а сначала — учеба в школе и… тяжелейшие тренировки. Попробуй выдержи… Она выдержала. Цыганкова — одна из тех, кто помогал Панову по кирпичикам строить команду своими руками. «Панов совершил настоящее чудо. В городке, где всего несколько десятков тысяч жителей, он создал коллектив, выигравший бронзовые медали в чемпионате СССР, воспитал олимпийскую чемпионку Юлию Сафину, чемпионку мира Наталью Цыганкову и ряд игроков международного класса — Татьяну Карпеня, Анжелу Бельмас, Ирину Ширину… Я не знаю другого такого примера…». Потом был «Ростсельмаш», конечно, вместе с Пановым. И это была потрясающая команда, визитной карточкой которой являлись Наталья Цыганкова и Наталья Морскова — дуэт, каких в мире немного. Вихрь первой и мощь второй делали атаку «Ростсельмаша» неудержимой, наводившей ужас на соперниц… Стремительный взлет Цыганковой, талант которой полыхал ярким огнем, сверкал, брызгал ослепительными лучами, отнюдь не означает, что ее путь в национальную сборную СССР устлан ковровыми дорожками. Даже после триумфа на юниорском чемпионате мира-1981 в Канаде, где гандболистка из «Азота» едва ли не в одиночку сокрушила в финале великолепную сборную Югославии, Турчин не собирался брать Цыганкову на взрослый чемпионат мира-1982 в Будапешт. Упрямство Игоря Евдокимовича было хорошо известно. В нем уживались гениальность — таких специалистов женский мировой гандбол еще не знал и, может быть, никогда больше не узнает, — и поразительный субъективизм в оценке игроков киевского «Спартака», который он тренировал, и представительниц других городов Союза. По этой причине Турчин проиграл немало турниров, в том числе и Олимпиаду-1988 в Сеуле, что стоило ему поста главного тренера сборной СССР. Цыганкова сыграла в Канаде выше всяких похвал. Именно ее феноменальная результативность в матче с югославками (14 голов!) во многом предопределила исход соперничества, в котором после первого тайма наша команда проигрывала 7 мячей (?!). А после финального свистка беспристрастное табло свидетельствовало об успехе советских гандболисток — 25:23. Наташа стала лучшим бомбардиром первенства, забросив 62 мяча… В Будапешт Цыганкова все-таки поехала — в основном благодаря настойчивости Александра Кожухова, гостренера Спорткомитета СССР. И на берегах Дуная — столь же изумительная игра, как и в Стране кленовых листьев. Там, в венгерской столице, сборная СССР впервые выиграла золотые медали мирового чемпионата, и решающую роль в этой исторической победе сыграли российские гандболистки — краснодарки Татьяна Джанджгава и Наталья Анисимова и две спортсменки «Азота» — Наталья Цыганкова и Юлия Сафина. Цыганкову включили в символическую сборную мира… Через четыре года она станет двукратной чемпионкой мира, возвратившись с золотой медалью из Голландии, Страны тюльпанов. К тому времени репутация Цыганковой была в мировом гандболе необычайно высока. Ее слава достигла зенита. На свою первую Олимпиаду она ехала с одной целью — победить. Но обидное поражение в матче с кореянками отбросило сборную СССР на третье место. В игре с хозяйками турнира Турчин поставил на игроков киевского «Спартака», а они, увы, находились не в лучшей форме… У Цыганковой был еще один шанс завоевать олимпийское золото, но новый тренер сборной не взял ее в Барселону. «Жаль, я могла помочь…». — Наташа — открытый, душевный человек, — это слова Турчина. Игорь Евдокимович признал ее талант, высоко ценил человеческие качества лучшего крайнего нападающего мирового гандбола. В сборной Цыганкову любили. Она не щадила себя в игре, а в жизни всегда оставалась сама собой — прямой и справедливой. Годы меняют людей. Сегодняшняя Цыганкова — не та, что прежде. Она стала как-то мягче, снисходительнее. Она не помнит зла, считает, что доброта спасет мир. Почти по Достоевскому. Честность, порядочность по-прежнему выделяют ее в обезумевшем мире. В трудолюбии, отношении к делу Цыганковой трудно сыскать равных. Одержимая она в работе. Очень любит своих девчонок, которых тренирует, — она им как мать… За площадкой — она привлекательная женщина. Следит за модой, любит хорошую музыку, кино, книги Шукшина, в кино поклонница таланта Жана-Поля Бельмондо и Людмилы Гурченко. Хотите сделать Наталье Юрьевне приятное — подарите ей розы. Она их обожает… …Какой тренер Цыганкова? А вы поезжайте в югославскую Подгорицу и спросите. После завершения своей блистательной карьеры в именитой «Будучности», в составе которой она выиграла шесть национальных чемпионатов, Наталья Юрьевна семь лет занималась детским гандболом. Начинала с нуля: детской школы как таковой не было: политические события тех лет многое смели с лица земли. Она брала всех желающих, какие там возрастные группы… Цыганкова — одна, а девчонок с горящими глазами — больше сотни. Невероятно, правда? С залом — проблемы. В него рвались не только гандболистки, но и представители других видов спорта. И так — в течение нескольких лет. Скажете, каторга? Может быть, но только не для нее. Цыганкова не бросила, не уехала — не тот характер. Чего она добилась? Восемь ее воспитанниц на юниорском чемпионате мира завоевали бронзовые медали… Вы и не представляете, как ее уговаривали остаться. И это в Сербии и Черногории — чужой стране, великой в мире гандбольной державе. Воспитанница краснодарской СДЮШОР покорила самолюбивых югов своим потрясающим трудолюбием, редким педагогическим даром, очаровала обаянием, открытостью, любовью к детям. Авторитет Цыганковой в гандбольной Югославии настолько высок, что 2000 году ей доверили национальную сборную, отправившуюся на чемпионат Европы в Румынию. А в той команде играли Бояна Петрович, Сандра Калакович, Майя Савич… — звезды мировой величины… Но сегодня, повторяю, она — тренер краснодарской СДЮШОР по игровым видам спорта. Приходите к ней на тренировку... Виктор АНФИНОГЕНОВ. |