Открытое письмо
Чернобыль: 20 лет спустя
Главе администрации
Краснодарского края
ТКАЧЕВУ А.Н.
Главам муниципальных
образований
Краснодарского края
Жителям Кубани
Каждый третий ушел из жизни
Уважаемый Александр Николаевич!
26 апреля 1986 года произошла катастрофа на
Чернобыльской АЭС, которая по своим масштабам стала самой страшной
техногенной катастрофой XX века.
Трагедия затронула судьбы миллионов жителей России,
Украины, Белоруссии, стран Восточной Европы. В результате этой катастрофы
тысячи семей потеряли своих родных, близких, друзей.
Краснодарский край направил на ликвидацию последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС около 12 тысяч человек, это — третий
показатель в России. Из них на сегодняшний день 6 тысяч человек стали
инвалидами, около 4 тысяч умерли. По этим цифрам наш край занимает одно из
«первых мест» в Российской Федерации.
Администрация Краснодарского края, многие муниципальные
образования делают все для того, чтобы «чернобыльцы» Кубани жили как можно
лучше. Из года в год оказывается адресная материальная помощь ликвидаторам,
семьям умерших к годовщине чернобыльской трагедии. Деятельность многих
местных организаций финансируется из местных бюджетов. Им также
предоставляются помещения, все необходимое для работы. По инициативе
администрации края решением Законодательного собрания краевой организации
Союза «Чернобыль» было передано в безвозмездное пользование благоустроенное
помещение. Из года в год на самом высоком уровне проходят мероприятия,
посвященные памятным датам Союза «Чернобыль» края, дням памяти погибших в
различных радиационных катастрофах. Позитивное взаимодействие между
администрацией Краснодарского края и нашей организацией постоянно ставится в
пример в Союзе «Чернобыль» России, субъектах Российской Федерации.
Однако, несмотря на это, в жизни «чернобыльцев» края
существует ряд очень важных проблем. А именно:
— более тысячи человек стоят в очереди на получение
жилья;
— инвалиды-«чернобыльцы», ставшие на очередь до
01.01.2005 года, не обеспечены автомобилями по медицинским показаниям;
— прекратил свое существование Краснодарский
межведомственный экспертный совет по связи заболеваний, инвалидности и
смерти с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— в большинстве своем «чернобыльцы» не обеспечиваются
санаторно-курортным лечением по линии фонда социального страхования;
— существует финансовая задолженность перед
инвалидами-«чернобыльцами» по решениям судебных органов;
— несмотря на директивные указания, военные
комиссариаты городов и районов края далеко не полностью подготовили
документы по представлению к награждению «чернобыльцев» государственными
наградами.
Сегодня наша страна, все мировое сообщество отмечают
20-летие со дня чернобыльской трагедии. Изданы памятные книги, буклеты,
изготовлены памятные знаки, устанавливаются памятники.
20-летие чернобыльской трагедии стало для нас,
«чернобыльцев» Кубани, важной вехой в нашей жизни, жизни Союза «Чернобыль»
Краснодарского края, его местных организаций. В городах и районах края
разработаны планы мероприятий, посвященных этой траурной дате. В
соответствии с ними будут открыты памятники в Отрадненском, Абинском,
Северском, Динском районах. Всего у нас в крае установлено 33 памятника,
посвященных подвигу «чернобыльцев».
В преддверии 20-й годовщины чернобыльской трагедии были
изданы распоряжения главы администрации Краснодарского края № 357-Р от 29
марта 2004 года «О 20-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС» и № 219-р
от 15 марта 2006 года «О краевых мероприятиях, посвященных 20-й годовщине
катастрофы на Чернобыльской АЭС». При подготовке этих документов рядом
департаментов и комитетов были внесены предложения для проведения
мероприятий. Свои предложения внес и Союз «Чернобыль» края. Главное из них —
установка памятника «чернобыльцам» Краснодарского края в городе Краснодаре.
Такие предложения мы вносили уже много раз, но до сих пор этот вопрос не
решен и одна из самых крупных чернобыльских организаций в России не имеет
памятника.
Уважаемый Александр Николаевич!
Мы, члены совета Краснодарского регионального отделения
Союза «Чернобыль» России, зная ваше позитивное отношение к нам, обращаемся с
убедительной просьбой — по мере возможности решить те проблемы, которые
существуют у «чернобыльцев» Кубани на сегодняшний день. Очень хочется
верить, что наша просьба будет вами услышана.
Сегодня мы обращаемся к главам муниципальных
образований городов и районов края. К сожалению, не все еще прониклись
значимостью подвига жителей своего региона — участников ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Число умерших ликвидиторов края
увеличивается чуть ли не с каждым днем. Почти каждый «чернобылец» стал
инвалидом.
Вот почему сегодня мы призываем обратить самое
серьезное внимание на судьбы граждан, подвергшихся воздействию радиации. Не
должен быть забыт ни один «чернобылец», ни одна семья, потерявшая мужа,
сына, отца, брата. Эта забота должна быть постоянной. Надеемся, что вы
проявите гуманность и милосердие, не останетесь в стороне от наших проблем.
Мы обращаемся к вам, дорогие земляки-кубанцы!
Прошло 20 лет со дня трагедии. Каждый третий
«чернобылец» Краснодарского края ушел из жизни. Вечная память умершим
героям! Но еще живут около 8000 человек. Не проходите мимо нужд своего
родственника, друга, соседа. Сделайте все от вас зависящее, чтобы эти люди
жили как можно дольше. Не забывайте, что они защитили вас, всю страну от
радиационной беды.
Заверяем всех, что мы, «чернобыльцы» Кубани, прошедшие
через испытания крупнейшей из техногенных катастроф, остаемся верными и
надежными гражданами своего Отечества.
Обращение принято на заседании совета Краснодарского
регионального отделения Союза «Чернобыль» России.
Вместо послесловия
Письмо «чернобыльцев» мы публикуем практически не
правя, без изменений. Тяжелое и очень горькое письмо к очень тяжелой и
горькой дате. И вот чего нельзя не отметить. Годы летят (вот уже минус
двадцать или все-таки плюс?), а проблемы все те же, с небольшими разве что
переменами. Вот уже и наградить «чернобыльцев» — проблема, не говоря о том,
чтобы вылечить…
Или финансовая задолженность перед инвалидами-«чернобыльцами»
по решениям судебных органов — здесь-то чего ждем? Опаленные радиацией люди
двадцать лет ведут счет превратностям своей судьбы — из 12 тысяч похоронили
4 тысячи человек! Многие эти люди умерли, так и не получив льгот — ни на
жилье, ни на нормальное медицинское обслуживание. А вот льготу на погребение
получили.
Кому оно нужно, жилье из бумаги? Более тысячи стоят в
этой бумажной очереди. Почему эти люди не могут поехать в санаторий — хоть
там сил немножко подкопить? Специалисты отмечают мощный рост (в три-четыре
раза) общих, точнее, общесоматических заболеваний — прежде всего
сердечно-сосудистых, нервно-психических. Стресс, сильнейший эмоциональный
всплеск, депрессия — главные причины…
Почему вдовам ликвидаторов аварии на ЧАЭС приходится
месяцами ждать, пока им перечислят положенные законом деньги?
Никому, как правило, не нужны эти рабочие чернобыльские
руки… И с трудоустройством помочь толком не можем.
Почему все-таки так? Вопрос этот приходилось задавать
не раз — когда готовила публикации об инвалидах-«чернобыльцах»,
инвалидах-«афганцах», пацанах, пришедших инвалидами после Чечни… Почему
бывший «вьетнамец» Билл, потерявший ногу под Сайгоном, спокойно играет в
футбол, а «афганец» Сергей, лишившийся ноги под Кабулом, с трудом таскает
скрипучее чудище под названием протез и страдает от боли, даже когда стоит
на месте?..
Почему бывший «вьетнамец» Джон, которому оторвало обе
руки при корректировке пулемета, без труда упражняется на площадке для
гольфа, а «чеченец» Андрей, потерявший руки при спасении командира, едва
ворочает новыми оглоблями-протезами и не всегда может самостоятельно поесть?
Прошли времена, когда журналиста ругали за то, что он
не ругал Америку. Но так и не наступили времена, когда увиденное и
рассказанное что-то всерьез сдвинуло бы в собственном доме.
Еще один факт из их мира. Долгое время без обеих ног, с
протезами, бывший «вьетнамец», а позже профессор университета в Северной
Каролине самостоятельно, без чьей-либо помощи, управляет самолетом, летая по
стране с определенной целью — показать возможности человека, уберечь
пострадавшего от отчаяния.
Уберечь пострадавшего от отчаяния. Неужели никогда не
дойдем, не доползем до этого высокого общечеловеческого уровня? Похоже, так,
если даже Память надлежащим образом сохранить не умеем. И не где-то там, а в
краевом центре, городе Краснодаре. К 10-летию трагической даты на Юбилейном
был установлен «Камень памяти умершим «чернобыльцам» г. Краснодара». Грех,
стыдно писать, но зовется он в народе — булыжник. Очень точное слово —
можете съездить, посмотреть. Более 200 «чернобыльцев»-краснодарцев нет уже с
нами…
Мне показывали фотографии памятников — во Владимире,
Новосибирске, Омске. В Ростове автор памятника «чернобыльцам» выдвинут на
соискание Государственной премии, недавно наших приглашали в Тверь — на
открытие своего памятника. Не поехали, правда…
Ни одна трагедия — ни Ташкент, ни Арзамас, ни
Свердловск, ни Чернобыль — так и не смогла развернуть нас до сих пор от
благодушного равнодушия к здоровой, организованной готовности встречать
любую беду, любую трагедию во всеоружии. А позже — отвечать за ее
последствия.
Ольга
ЦВЕТКОВА.
Губернаторская программа
Пройду по Абрикосовой,
сверну на… улицу Молодых Семей
В Славянске-на-Кубани в этом году появится улица
Молодых Семей. Так она будет называться или первые семь семей — участники
конкурса «Улица Молодая» — назовут ее по-другому, но улица будет. В
микрорайоне Южный в июле—августе начнется строительство семи домов по
индивидуальным проектам.
Молодой семье, в которой появляются дети, хочешь не
хочешь, а приходится заниматься пресловутым квартирным вопросом. Кто-то
надеется при этом на родительский кошелек, кто-то на русское авось, а кто-то
— на собственные силы. На молодых, не ждущих манны небесной и не сидящих
сложа руки, и рассчитана краевая программа «Молодой семье — доступное
жилье».
«Славянский район реально занимается проблемой
доступного жилья для молодых семей с 2005 года, — рассказывает председатель
комитета по делам молодежи муниципального образования Славянский район
Евгений Солодков. — 18 молодых семей в прошлом году получили государственную
поддержку в виде субсидии. Размер ее определялся из расчета стоимости 12
квадратных метров общей площади в городе и 14 квадратов в селе на одного
ребенка. Получив субсидию и оформив ипотечный кредит, молодая семья тут же
на рынке вторичного жилья подбирала себе отдельную крышу над головой. Кто
мог рассчитывать на участие в программе? Молодые семьи, в которых один или
оба супруга не достигли 30-летнего возраста, имеют детей, нуждаются в
улучшении жилищных условий. В эту категорию входят и те молодые, чьи
родители в свое время безуспешно простояли в жилищной очереди. В 2006 году
на первое апреля уже 12 семей заявили о своем желании участвовать в
программе «Молодой семье — доступное жилье». В районном бюджете на выплату
субсидий заложено 700 тысяч рублей.
Знаете, что привлекает в этой программе? Ее
принципиальная новизна. Программа не поощряет иждивенчество, а реально
помогает тем, кто сам старается обрести жилье. Это молодые специалисты,
бюджетники, предприниматели, то есть люди, которые несут ответственность за
свою семью, много работают, платят налоги».
Но в Славянске решили идти дальше — участвовать в
краевом конкурсе «Улица Молодая». Не только потому, что квартирный вопрос
всегда занимал и занимает центральное место в социалке. Здесь рассудили так:
надо дать молодежи возможность выбирать. Кто-то не против приобрести
вторичное жилье, но есть желающие участвовать в долевом строительстве нового
дома. И потом, молодая семья на рынке вторичного жилья может позволить себе
только квартиру, а если решили жить на земле, иметь личное подсобное
хозяйство…
В районной администрации решено помогать молодежи
строить недорогое, комфортное жилье. А именно: выделены земельные участки
под строительство в микрорайоне Южный; проектирование домов, а также
прокладка инженерных сетей — водопровода и электричества будут осуществлены
за счет средств местного бюджета. Миллион двести тысяч рублей выделила
районная администрация на эти цели. 15 марта на заседании координационного
совета по вопросам реализации подпрограммы «Молодой семье — доступное жилье»
были подведены итоги краевого открытого конкурса «Улица Молодая».
Славянскому району из краевого бюджета выделяются средства — по 170 тысяч
рублей каждому участнику долевого строительства семи индивидуальных жилых
домов в микрорайоне Южный.
На сегодняшний день готовы проекты домов — постарались
славянские архитекторы. Дома для молодых семей площадью в 70 квадратных
метров планируется возводить из кирпича или блока под штукатурку, с
металлопрофильными крышами. Стоимость такого дома будет в пределах 800 тысяч
рублей. Получив ипотечный кредит, молодая семья сможет косметический лоск
навести сама. Строительство начнут летом нынешнего, а закончить планируют во
втором квартале 2007 года. Подрядчиком изначально могла выступить только та
строительная фирма, которая готова не просто сделать работу хорошо и в срок,
но и положить свои комиссионные на удешевление строительства. Такая фирма
нашлась в лице ООО «Славянская строительная компания» (директор
В.В.Аксенов).
Дорогу осилит идущий. Даже такую трудную, как
квартирный вопрос для молодых.
Любовь
ЧУЦКОВА.
Собкор
«Вольной Кубани». |
ТЭК Кубани
Понять — значит действовать
Брифинг генерального директора ООО «Краснодаррегионгаз»
Сергея Комиссарова совпал по времени с двухлетием его пребывания на
должности. Сергей Юрьевич напомнил о том, какие задачи он ставил перед
предприятием. Ситуация была непростой. Неплатежи, вопросы собственности,
состояние магистралей, система взаимоотношений с потребителями, работа по
газификации региона…
Что изменилось за два года? Послушаем Сергея
КОМИССАРОВА.
— Краснодарский край газифицирован гораздо лучше, чем
другие российские территории: сетевой газ у нас получают 66 процентов
населения, а с учетом сжиженного мы имеем уровень 83—84 процента. В 2005
году «Газпром» выделил на развитие сетей около 350 миллионов рублей, в
нынешнем — 717 миллионов. Сейчас краевыми властями подписан график
проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию магистралей в крае. Он
предусматривает не только обязательства «Газпрома», но и ответственность
краевых и муниципальных властных органов.
Два года назад в качестве программного заявления я
говорил, что необходимо учитывать потребление газа. Программа установки
узлов учета газа начала реализовываться с 2005 года. Дело затратное, но
необходимое. В прошлом году на эти цели было выделено 60 миллионов рублей, и
нам удалось установить узлы учета на 45 промышленных предприятиях. На этот
год предусмотрено 140 миллионов рублей. Замечу, что это собственные средства
«Кранодаррегионгаза», инвестиции «Межрегионгаза».
Одним из важнейших направлений деятельности компании за
прошедшие годы, по словам генерального директора, стало создание единой
газораспределительной организации. Если в 2004 году их, ГРО, было 44, то в
2006-м — уже 10. Сегодня достигнута принципиальная договоренность с краевыми
властями о том, что к 2008 году в регионе будет создана единая ГРО на базе «Краснодаркрайгаза».
Ну и, наконец, неплатежи. В чем же причины
возникновения долгов? Как показало социологическое исследование, которое по
заказу газовиков провели Краснодарский филиал компании «Ромир Мониторинг» и
«Регион-Информ» (Москва), их несколько.
Опрос жителей края проводился не забавы ради. Мнение
Комиссарова таково: «Мы хотели разобраться, почему наши потребители не
платят за газ. Ведь причины могут быть разными. Одно дело — высокие тарифы и
совсем другое — нежелание платить».
Расхожим является мнение, что газ дорогой и потому его
трудно оплачивать. Однако исследователи установили, что у четверти населения
сумма платы за газ составляет пять процентов от общих коммунальных платежей.
Конечно, это в основном граждане, живущие в
многоквартирных домах. У частных домовладельцев затраты в общем за
коммуналку, в том числе и за газ, выше. Поэтому 13 процентов опрошенных
указали, что их затраты на газ составляют 6—8 процентов всей коммуналки. Но
и эти цифры нельзя назвать обременительными для бюджета семьи.
Хотя есть у нас категория жителей, которым все дорого в
силу социальной незащищенности. Но этот вопрос, скорее всего, все же не к
газовикам, а к государству. Поэтому не случайно такое совпадение: по
статистике, четверть населения России находится по доходам за чертой
бедности, и в нашем исследовании неоправданно дорогим назвали газ, надо
полагать, как раз эти самые 24 процента.
Так откуда же долги? Причины разные. Некоторые
респонденты, к счастью, таковых меньшинство, «не считают нужным платить,
считая, что газ — это народное достояние». У 23 процентов не оказалось
денег, чуть более 5 процентов — забыли заплатить, почти столько же не нашли
времени дойти до абонентского участка.
Сергей Комиссаров, комментируя меры воздействия на
задолжников, отметил, что к потребителям, при всей сложности ситуации с
долгами, меры воздействия применяются мягкие — чаще призывы и уговоры. Если
не помогает — дело должника передается в суд. Самая радикальная мера —
отключение газа. Правда, как правило, при виде бригады газовиков у своего
дома неплательщики моментально находят и время и деньги заплатить.
Исследователи спросили у самих граждан, какие меры
самые действенные. Большинство (43 процента) «проголосовали» за отключение.
Как отметил, подводя итоги, Сергей Комиссаров, к
применяемым и дающим эффект мерам добавятся новые. В том числе и более
широкое информирование населения о компании, о проблемах, которые несут с
собой долги и неплатежи и для газовиков, и для населения. Надеемся, что
сегодняшней публикацией этот пробел нам удалось хоть немного восполнить.
И.СИТНИК.
Деньги счет любят
Бюджетные средства —
под строгим контролем
19 апреля 2006 года состоялась 47-я сессия
Законодательного собрания Краснодарского края, на которой был рассмотрен
отчет о работе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края за 2005 год.
Согласно закону «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края» публикуем
данный отчет.
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты
Краснодарского края за 2005 год
Вся деятельность Контрольно-счетной палаты в отчетном
периоде строилась на основе плана работы, утвержденного Законодательным
собранием Краснодарского края, и была направлена на укрепление
бюджетно-финансовой дисциплины в крае, более эффективное использование
финансовых ресурсов и государственной собственности. Исследования бюджетного
процесса, контрольно-ревизионные мероприятия, анализ работы предприятий,
организаций и учреждений показали, что администрация, Законодательное
собрание края, органы местного самоуправления в 2005 году проделали
значительную работу по совершенствованию бюджетных отношений, изысканию
дополнительных возможностей увеличения доходов краевого бюджета, повышению
ответственности должностных лиц за порученное дело, дальнейшему развитию
социально-экономического комплекса региона.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом доходы краевого
бюджета выросли на 11,9 млрд. рублей, или на 37,6 процента, и составили 43,7
млрд. рублей. Консолидированный бюджет края достиг 61,5 млрд. рублей. В крае
сократилось общее количество финансово-хозяйственных нарушений.
В то же время экспертно-аналитические и
контрольно-ревизионные мероприятия, проводимые Контрольно-счетной палатой,
показывают, что резервы пополнения доходов краевого и консолидированного
бюджета не исчерпаны, некоторые хозяйствующие субъекты не выполняют
требований бюджетного законодательства, допускают факты нецелевого и
неэффективного расходования бюджетных средств, нерационального использования
государственного имущества.
Проверка работы администрации муниципального
образования города-курорта Анапа по увеличению доходов, поступающих в
консолидированный бюджет края за 2004 год и 9 месяцев 2005 года, показала,
что из-за недостатков в работе администрации муниципального образования,
некоторых органов исполнительной власти края в проверяемом периоде
консолидированный бюджет края недополучил средств на сумму 13,8 млн. рублей,
в том числе краевой бюджет — 7,6 млн. рублей.
Некоторые предприятия и организации города-курорта
использовали земельные участки без правоустанавливающих документов, арендную
плату за землю выплачивали не в полном объеме, отдельные объекты игрового
бизнеса не состоят на налоговом учете.
В ходе проверок сельскохозяйственных производителей
выявлены факты неуплаты в бюджет средств земельного налога на общую сумму
1,1 млн. рублей и средств налога на доходы с физических лиц за паевые земли
сельхозназначения в сумме 291,0 тыс. рублей.
Анализ сложившегося положения дел показал, что только
дифференцированное приведение стоимости земельных участков, предоставленных
для индивидуального жилищного строительства, и участков, занимаемых
мини-гостиницами, в соответствие с действующими нормативными правовыми
актами позволяет увеличить поступления в бюджет земельного налога на сумму
4,6 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, при оперативном оформлении
земельно-правовой документации и согласованности действий между структурами
местного самоуправления в консолидированный бюджет края дополнительно могло
поступать средств ежегодно на сумму 54,0 млн. рублей.
Комплексная проверка работы администрации города
Армавира показала, что в 2003—2004 годах и первом квартале 2005 года из-за
отсутствия должного взаимодействия между структурами местного самоуправления
и несоблюдения требований действующего законодательства в бюджетную систему
не поступило средств на общую сумму 15,8 млн. рублей, в том числе в краевой
бюджет 7,1 млн. рублей. Только из-за применения заниженных поправочных
коэффициентов при определении арендной платы за землю и необоснованного
зонирования земельных участков г. Армавира потери доходов консолидированного
бюджета края в 2003—2004 годах составили 3,3 млн. рублей. Непоступления
арендной платы в городской бюджет за земельные участки, используемые без
правоустанавливающих документов, составили 8,5 млн. рублей.
Мониторинг поступления налогов во все уровни бюджетов в
разрезе городов и районов края показал, что муниципальные образования г.
Крымск, Белоглинский, Ейский, Каневской, Калининский, Новопокровский,
Отрадненский, Щербиновский районы в 2005 году по сравнению с 2004 годом
сократили объемы налоговых поступлений в краевой бюджет на общую сумму 102,7
млн. рублей. В целом по краю доходная часть краевого бюджета за 2005 год не
выполнена по транспортному налогу, налогам на имущество и доходы с
физических лиц. Потери бюджета по этой причине составили 407,7 млн. рублей.
Неудовлетворительно работают многие краевые
государственные унитарные предприятия. В их деятельности не изжиты
финансово-хозяйственные нарушения, около половины предприятий работают
убыточно.
Главной задачей Контрольно-счетной палаты в 2005 году
оставалось осуществление контроля за использованием средств краевого
бюджета. В отчетном периоде проведено 17 тематических контрольно-ревизионных
мероприятий, в рамках которых проверено 208 предприятий, организаций и
учреждений края.
Так, была проведена проверка использования средств
краевого бюджета, выделенных департаменту социальной защиты населения
Краснодарского края за 2003—2004 годы, которая установила, что во исполнение
действующего законодательства органы социальной защиты населения края
производят более 100 видов выплат, компенсаций, других социальных гарантий и
льгот. Получателями социальной помощи являются более 1300 тыс. ветеранов,
инвалидов всех категорий, пожилых граждан, детей и малообеспеченных семей
края. На эти цели из федерального, краевого и местных бюджетов, Пенсионного
фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации израсходовано
средств в сумме 7289542,3 тыс. рублей, в том числе краевого бюджета —
2091511,0 тыс. рублей.
Однако бюджетные средства не всегда использовались
рационально. Проверка обеспечения инвалидов спецавтотранспортом показала,
что департаментом не всегда соблюдалась очередность в предоставлении
инвалидам автомобилей. В 2003—2004 годах по решениям заседаний общественной
комиссии вне очереди была предоставлена 781 автомашина, или каждая третья из
общего их количества. При этом 2042 инвалида, состоящих в очереди с 1989 по
2002 годы, автомобилей не получили.
Проверкой установлены факты, когда городскими и
районными управлениями социальной защиты населения без соответствующих
решений исполнительных и законодательных органов власти края на средства
краевого бюджета приобретались санаторно-курортные путевки для льготной
категории граждан, обеспечение путевками которых должно производиться за
счет федеральных средств. За проверяемый период было допущено неправомерное
приобретение (выделение) 659 санаторно-курортных путевок на общую сумму
6963,3 тыс. рублей. Установлены многочисленные случаи задержек выплаты
инвалидам задолженности денежной компенсации за не использованное ими
санаторно-курортное лечение. По состоянию на 25.04.2005 г. такая
задолженность составила 133791,3 тыс. рублей. На эти и другие недостатки за
2003—2004 годы в департамент социальной защиты населения поступило 14480
письменных обращений граждан.
Существенные недостатки в работе установлены в
подведомственных департаменту учреждениях.
Например, в Северском психоневрологическом интернате
выявлены нарушения законодательства в организации закупок товаров для
государственных нужд и организации питания больных. Значительная часть
продуктов питания закупалась в государствах Армения, Украина, Молдова,
Беларусь по ценам, превышающим цены на аналогичные продукты в Краснодарском
крае. В результате необоснованная переплата бюджетных средств за продукты
питания только в 2004 году составила 1649,6 тыс. рублей. В нарушение
методических рекомендаций по организации питания граждан пожилого возраста и
инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания,
утвержденных Министерством труда и социального развития Российской
Федерации, в рацион питания проживающих в интернате неправомерно
систематически включались блюда, приготовленные из концентратов и
консервированных продуктов. Только за 2004 год в рацион питания неправомерно
было включено 22 тонны таких продуктов на сумму 1206,2 тыс. рублей. Даже в
летний период 60 процентов блюд в интернате приготавливались из консервантов
и полуфабрикатов (консервированные борщи, баклажаны, кабачки, перец,
винегрет, помидоры и т.д.), которые по стоимости были в два раза дороже, чем
свежие продукты на рынках края, что привело к удорожанию питания на 490,9
тыс. рублей и не способствовало улучшению здоровья проживающих в интернате.
Проверка показала, что неэффективное использование
средств краевого бюджета за проверяемый период в интернате составило 3346,7
тыс. рублей, выявлено необоснованное списание продуктов питания на сумму 4,1
тыс. рублей.
При проверке стоимости выполненных
ремонтно-строительных работ в пяти домах-интернатах выявлены факты приписок
строителями объемов работ. Интернатами необоснованно оплачено работ на общую
сумму 310,2 тыс. рублей.
В целом в ходе проверки департамента и подведомственных
ему учреждений установлено нецелевое использование бюджетных средств на
сумму 1559,7 тыс. рублей, неэффективное использование средств — 7440,5 тыс.
рублей.
По результатам данной проверки руководству департамента
социальной защиты населения края, а также других проверенных предприятий,
организаций и учреждений направлены соответствующие представления об
устранении выявленных нарушений, ход выполнения которых находится на
контроле в Контрольно-счетной палате.
Проверка использования средств краевого бюджета
общественной организацией «Краевой совет ветеранов войны, труда, Вооруженных
Сил и правоохранительных органов» в 2003—2004 годах показала, что за
проверяемый период данной общественной организацией было использовано
24596,6 тыс. рублей бюджетных средств, в т.ч. в 2003 году — 7145,0 тыс.
рублей, в 2004 году — 17451,6 тыс. рублей. Средства использовались на
уставную деятельность краевой общественной организации, материальную помощь
и льготную подписку газет ветеранам войны и труда.
Установлено, что часть средств, полученных краевым
советом из краевого бюджета в сумме 4781,5 тыс. рублей, или 19,4 процента от
всей полученной суммы, использовалась с нарушениями финансовой дисциплины и
бюджетного законодательства. В том числе 4115,0 тыс. рублей были
неправомерно направлены на уплату единого социального налога, 450,2 тыс.
рублей использованы на цели, не предусмотренные в сметах и платежных
документах организации, 216,3 тыс. рублей незаконно списаны на расходы без
подтверждающих финансово-хозяйственных документов.
Проверкой выявлены существенные недостатки в
бухгалтерском учете и отчетности организации.
В настоящее время, согласно представлению
Контрольно-счетной палаты, общественной организацией «Краевой совет
ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов»
приняты соответствующие меры по устранению выявленных недостатков и упущений
в работе.
Проведена комплексная проверка работы администрации
муниципального образования города-курорта Сочи за 2004 год, которая
показала, что в 2004 году доходы городского бюджета составили 5492,7 млн.
рублей, что на 1489,2 млн. рублей, или на 37,2 процента, больше, чем в 2003
году. Увеличение доходной части городского бюджета способствовало
дальнейшему развитию города-курорта, решению многих проблем
социально-экономического характера.
Вместе с тем в работе администрации города и ее
структурных подразделений установлен ряд недостатков. Органам местного
самоуправления не удалось добиться полного освоения средств, обусловленных
функциональным и ведомственным разделами классификации расходов городского
бюджета. В 2004 году недоиспользование бюджетных средств составило 117,1
млн. рублей, или 2,1 процента от всех расходов городского бюджета. Из 19
разделов расходов функциональной классификации городского бюджета лишь по
трем разделам бюджетные назначения исполнены в полном объеме. Причем в 2004
году по сравнению с 2003 годом сокращение расходов по таким разделам, как
транспорт, дорожное хозяйство, связь, развитие рыночной инфраструктуры,
гидрометеорология и геодезия, охрана окружающей среды и природных ресурсов,
составило от 30 до 67 процентов.
Проверкой установлены нарушения финансовой дисциплины,
допущенные при использовании бюджетных средств.
Например, ГУП «Сочинский хлебокомбинат» и ГУП «Адлерхлеб»,
допустив нарушения в оформлении соответствующей документации, получили
бюджетную ссуду на общую сумму 210,4 тыс. рублей для покрытия своих расходов
в 2004 году по производству хлеба, реализованного населению по регулируемым
ценам. (Данная сумма в ходе проверки восстановлена в консолидированном
бюджете края.)
Из-за недостаточного контроля со стороны
информационного управления администрации города за фактическим исполнением
работ для государственных нужд ООО «Наш дом — Сочи» переплата бюджетных
средств за выполнение информационных услуг составила 32,9 тыс. рублей. МУП
г. Сочи «Жилищный комплекс» должным образом не оформило акты выполненных
ремонтно-строительных работ за 2002—2004 годы на общую сумму 5935,4 тыс.
рублей, что квалифицируется как нарушение финансово-хозяйственной
дисциплины. Недостатки в работе по контролю за использованием бюджетных
средств установлены в управлении капитального строительства г. Сочи. На
шести выборочно проверенных строящихся объектах, контролируемых управлением,
стоимость выполненных строительно-монтажных работ завышена на общую сумму
7993,3 тыс. рублей.
По представленной в Палату информации, недостатки,
выявленные комплексной проверкой работы администрации муниципального
образования город-курорт Сочи, устранены. Бюджетные средства, использованные
с нарушениями бюджетного законодательства, восстановлены в консолидированном
бюджете края.
В ходе проверки использования средств краевого бюджета,
выделенных департаменту культуры Краснодарского края на реализацию краевой
целевой программы «Культура Кубани» за 2003—2004 годы и девять месяцев 2005
года, установлено, что по данной статье департаменту культуры края за
2003—2004 годы и девять месяцев 2005 года выделено из краевого бюджета
средств в сумме 259290,2 тыс. рублей, освоено 257149,8 тыс. рублей, или 99,2
процента от их общего объема.
Проверка показала, что за последние годы в департаменте
в целом укрепилась бюджетно-хозяйственная дисциплина. Однако нарушения
бюджетного законодательства в некоторых организациях, подведомственных
департаменту культуры Краснодарского края, еще имеются.
Нецелевое использование бюджетных средств в 2003—2004
гг. допустило ГУ «Центр технического и хозяйственного обслуживания
учреждений культуры, искусства и кинематографии». 144,7 тыс. рублей были
использованы не на мероприятия программы, а на текущие затраты. При проверке
ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых»
установлено завышение стоимости услуг при организации конференции на 18,2
тыс. рублей. Фонд «Содействие отечественному кинематографу «Кинотавр — Новый
Век» нецелевым образом использовал 309,2 тыс. рублей при проведении XIV
Открытого Российского и X Международного кинофестивалей «Кинотавр» в г.Сочи
(оплата транспортных услуг без оправдательных документов).
Неэффективное использование средств краевого бюджета
допущено ООО «Творческий центр «Киношок» при проведении XII Открытого
фестиваля кино стран СНГ и стран Балтии «Киношок» в г. Анапе в сумме 286,8
тыс. рублей при организации авиаперелета участников и гостей фестиваля.
В целом нарушения выявлены на 758,9 тыс. рублей, в том
числе нецелевое использование средств краевого бюджета — 472,1 тыс. рублей,
неэффективное — 286,8 тыс. рублей.
Как показала проверка использования средств краевого
бюджета, выделенных на реализацию полномочий аппарата Уполномоченного по
правам ребенка в Краснодарском крае за 2003—2004 годы, на содержание и
реализацию полномочий аппарата Уполномоченного по правам ребенка в
проверяемом периоде выделено из краевого бюджета 10551,5 тыс. рублей. В 2003
году аппарат Уполномоченного по правам ребенка допустил нарушения
финансово-хозяйственной дисциплины.
Так, в соответствии с утвержденной сметой расходов
Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае была приобретена на
краевые средства компьютерная техника, которая незаконно передана
муниципальным образованиям края. В результате допущено нецелевое
использование краевых бюджетных средств в размере 1255,2 тыс. рублей.
Выявлены определенные нарушения в ведении
бухгалтерского учета и отчетности. В аппарате Уполномоченного по правам
ребенка в Краснодарском крае за два года существования не проводилось ни
одной инвентаризации. Определенные нарушения имели место в оформлении
авансовых отчетов, в выдаче работникам денежных сумм в подотчет.
Неэффективное использование средств краевого бюджета за проверяемый период
составило 300,0 тыс. рублей.
По результатам проверки Уполномоченному по правам
ребенка в Краснодарском крае направлено представление об устранении
выявленных нарушений. В настоящее время нарушения устранены.
Проверка использования средств краевого бюджета,
выделенных департаменту по физической культуре и спорту Краснодарского края
в 2003—2004 годах и первом полугодии 2005 года, показала, что в
ведомственную структуру департамента входит 18 учреждений спортивной
направленности, департамент координирует работу более 300 субъектов
физкультурно-спортивного движения в крае.
За 2003—2004 годы и первое полугодие 2005 года на
поддержку и развитие физкультуры и спорта в крае из средств краевого бюджета
департаменту выделено 1223375 тыс. рублей. Это способствовало укреплению
спортивной базы, дальнейшему развитию физической культуры в крае.
Вместе с тем установлено, что в своей
финансово-хозяйственной деятельности департамент допускал факты нарушений
бюджетного законодательства, не наладил должного контроля за использованием
средств краевого бюджета подведомственными организациями и учреждениями.
Например, в апреле 2003 года из краевого бюджета
департаменту было выделено 1000,0 тыс. рублей целевых средств на подготовку
спортивных сооружений, приобретение необходимого спортивного оборудования и
инвентаря для проведения финала соревнований Кубка мира по спортивной
акробатике в г. Краснодаре. Из суммы выделенных средств только 355,5 тыс.
рублей департамент расходовал на указанные цели, остальные 644,5 тыс.
рублей, или 64,4 процента, были использованы не по целевому назначению, а
именно на оплату проезда, проживание в гостиницах, организацию питания
членов технического комитета соревнований, оформление выездных виз
иностранных участников, оплату VIP-зала аэропорта г. Краснодара,
пиротехническое оформление соревнований, банкет для участников соревнований.
В целом проверкой выявлено, что 1402,2 тыс. рублей
средств краевого бюджета департаментом использованы не по целевому
назначению, в том числе 290,8 тыс. рублей незаконно использованы на оплату
питания и командировочные расходы тренеров-преподавателей, 181,5 тыс. рублей
необоснованно расходовались на приобретение кресел для зрителей, 254,4 тыс.
рублей составила неправомерная оплата аренды спортивных сооружений и
транспортного обслуживания работников департамента.
На развитие футбола и поддержку футбольной команды
«Кубань» из краевого бюджета в 2003 году было выделено 163,8 млн. рублей, в
2004 году — 201,1 млн. рублей. Однако значительная часть выделенных
бюджетных средств использовалась нерационально. Департамент практически
самоустранился от контроля за использованием бюджетных средств в ОАО
«Футбольный клуб «Кубань».
В результате значительные суммы бюджетных ассигнований
неэффективно использовались для привлечения в футбольный клуб «Кубань»
спортсменов из других футбольных клубов. Многие привлеченные футболисты,
побыв в команде непродолжительное время, передавались другим футбольным
клубам, не оправдав спортивных надежд и бюджетных средств, затраченных на их
поиск и содержание. Так, в 2003—2004 годах на поиск и привлечение в команду
«Кубань» 17 футболистов было затрачено 114,7 млн. рублей. Однако данные
футболисты в течение года ушли из команды, при этом футбольный клуб «Кубань»
получил за них лишь 11,3 млн. рублей. Таким образом, бюджетные средства в
сумме 103,4 млн. рублей использованы ОАО «Футбольный клуб «Кубань»
неэффективно.
В 2004 году футбольным клубом допущен перерасход
средств краевого бюджета, выделенных на оплату труда спортсменам и
административным работникам клуба. Сумма перерасхода составила 20,7 млн.
рублей.
В целом проверка использования средств, выделенных из
краевого бюджета в 2003—2004 годах ОАО «Футбольный клуб «Кубань», выявила
различные нарушения бюджетного законодательства на сумму более 130 млн.
рублей.
Контрольно-счетной палатой проведена проверка
использования средств краевого бюджета, выделенных департаменту сельского
хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в 2003—2004
годах на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам,
субсидирование муки, зерна, продукции животноводства, а также на некоторые
другие расходы.
Проверкой установлено, что на эти цели из краевого
бюджета за проверяемый период выделено 2138,89 млн. рублей. Использовано
2091,59 млн. рублей, или 97,8 процента к бюджетным назначениям.
Наибольшие расходы средств краевого бюджета департамент
осуществлял на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам,
полученным предприятиями агропромышленного комплекса края. За 2003 и 2004
годы они составили 723,0 млн. рублей, или 34,6 процента от всех расходов по
департаменту. Субсидии получили 676 предприятий. Ими было привлечено
кредитных ресурсов на общую сумму 6976,8 млн. рублей, что позволило в
определенной мере поддержать агропромышленный сектор края, заинтересовать
хозяйствующие субъекты в техническом перевооружении предприятий, наращивании
объемов производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Вместе с тем в ходе проверки выявлены факты нарушений
департаментом и подведомственными ему предприятиями требований краевых
нормативных правовых актов в части выделения и использования бюджетных
субсидий, соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины.
Так, в 2003—2004 годах департамент неправомерно выдал
субсидии в общей сумме 3925,7 тыс. рублей для возмещения части затрат на
уплату процентов за коммерческие кредиты, полученные ЗАО «Георгиевское» и
ООО ЛВЗ «Фортуна» за счет лимитов бюджетных средств, выделенных из краевого
бюджета для АПК края.
Департамент не добился, чтобы все предприятия АПК,
получившие бюджетные средства на субсидирование процентных ставок по
привлеченным кредитам, обеспечили обусловленный условиями выдачи субсидий
прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет края в размере не
менее 105 процентов к сумме полученных субсидий. Из 66 предприятий АПК,
получивших в 2004 году субсидии, 18 предприятий не выполнили данных условий
и должны вернуть в краевой бюджет ранее полученные средства на общую сумму
6699,0 тыс. рублей.
Департамент не принял должных мер, чтобы
подведомственные предприятия инициировали корректировки процентных ставок за
пользование кредитами коммерческих банков в случае снижения ставок
рефинансирования Центробанка РФ. Это привело к неэффективному использованию
части средств краевого бюджета, выделенных на субсидирование процентных
ставок по коммерческим кредитам, на сумму 34000,0 тыс. рублей.
Подведомственное департаменту государственное унитарное
предприятие «Кубанский продовольственный фонд» допускало ряд недостатков и
упущений в работе по использованию средств краевого бюджета и средств
коммерческих кредитов, полученных под государственные гарантии
Краснодарского края. В 2003 году ГУП не принял должных мер по наращиванию
производства муки из зерна регионального продовольственного фонда, а в
октябре — декабре производство муки было необоснованно снижено на 25—50
процентов по сравнению с прошлыми месяцами. Поэтому ГУПу пришлось брать
банковские кредиты под государственные гарантии Краснодарского края и
закупать муку за пределами края по более высоким ценам. Например, в
Ростовской области в этот период было закуплено 8632 тонны муки I сорта на
сумму 57127,5 тыс. рублей, что на 14778,9 тыс. рублей дороже, чем была бы ее
стоимость при собственном производстве.
Проверкой установлено, что в 2003 году ГУП допускал
факты продажи зерна сторонним организациям по цене ниже цены приобретения.
Всего таким образом продано 102,7 тыс. тонн зерна пшеницы. Финансовые потери
от таких коммерческих операций составили 35391,3 тыс. рублей.
Значительные расходы краевого бюджета в 2003—2004 годах
осуществлялись департаментом на субсидирование продукции животноводства,
птицеводства и на поддержку племенного дела.
За два года они составили 312034,0 тыс. рублей,
которыми воспользовались 380 хозяйств из 44 районов и городов края.
Установлено, что наибольший экономический эффект дало
субсидирование мясного птицеводства. Численность поголовья птицы по
состоянию на 01.01.2005 года достигла 8,56 млн. голов (рост к 01.01.2004
году — 104,4 процента). Рост объемов производства мяса бройлеров в 2004 году
составил 127 процентов к уровню предшествующего года. Одновременно обеспечен
рост продуктивности как мясного, так и яичного стада птицы.
Вместе с тем во всех отраслях животноводства края, за
исключением птицеводства, цели, поставленные при выделении средств, не
достигнуты. В течение 2003—2004 годов в сельхозпредприятиях края произошло
снижение объемов производства молока на 92,9 тыс. тонн, или на 9,1 процента,
мяса свиней в живом весе — на 8,6 тыс. тонн, или на 9,5 процента, мяса КРС в
живом весе — на 2,7 тыс. тонн, или на 3,7 процента.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности не добился, чтобы все субсидии, выдаваемые хозяйствующим
субъектам в целях развития животноводства, птицеводства и племенного дела в
крае, выделялись правильно, согласно требованиям администрации края, и
использовались на обусловленные цели.
В проверенном периоде неправомерно выплачены субсидии
ООО «Агрофирма «Самурская» Апшеронского района в сумме 304,5 тыс. рублей;
ЗАО «Птицефабрика «Белореченская» в сумме 1326,0 тыс. рублей; ОАО
«Краснодарский бройлер» — 15,4 тыс. рублей; ГУП КК «Гусьплемзавод
«Краснодарский» — 110,4 тыс. рублей; ООО «Птицефабрика «Моревская» Ейского
района — 31,9 тыс. рублей.
Например, в октябре 2003 года департамент выдал
субсидию в сумме 304,5 тыс. рублей ООО «Агрофирма «Самурская» на возмещение
части затрат по приобретению в июле 2003 года 122 голов молодняка крупного
рогатого скота. Как показала проверка, финансово-хозяйственные документы,
подтверждающие закупку скота руководителями ООО «Агрофирма «Самурская» В.А.
Зейтуняном и Р.В. Тарлакьяном, были сфальсифицированы. Многие документы,
необходимые для получения субсидии, в департамент вообще не представлялись.
Субсидия агрофирме была выдана незаконно и квалифицируется как нецелевое
использование средств краевого бюджета. По материалам этой проверки
департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края
уменьшены лимиты бюджетных обязательств 2005 года на сумму выданной субсидии
ООО «Агрофирма «Самурская». В свою очередь, департамент обратился в
арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «Агрофирма
«Самурская» данной суммы.
Общая сумма финансово-бюджетных нарушений,
установленная в ходе проверки департамента и ряда хозяйств края, составила
150619,4 тыс. рублей. В том числе нецелевое использование средств краевого
бюджета — 6111,9 тыс. рублей, неэффективное — 50178,0 тыс. рублей. В
отношении нарушителей финансово-бюджетной дисциплины составлены четыре
протокола об административных правонарушениях. Проверочные материалы
направлены в прокуратуру края.
Следует отметить, что результаты проверки департамента
сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности стали предметом
принципиального обсуждения на совместном заседании двух комитетов
Законодательного собрания края: комитета финансово-бюджетной и налоговой
политики и комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
На заседание комитетов были приглашены руководители департамента, которые не
только держали ответ за упущения в работе, но и доложили о мерах,
принимаемых департаментом по устранению вскрытых проверкой недостатков.
Выполнение данных мер находится на контроле Контрольно-счетной палаты.
Контрольно-счетная палата Краснодарского края провела
проверку работы департамента комплексного развития курортов и туризма
Краснодарского края по использованию средств краевого бюджета, выделенных в
2003—2004 годах и первом полугодии 2005 года на комплексное развитие
Азово-Черноморского побережья, курортного дела и туризма в крае.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что
развитие санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края
является одной из приоритетных задач в крае, для решения которой в 2003—2005
годах было направлено из всех источников финансирования более трех
миллиардов рублей. Это позволило ежегодно увеличивать количество отдыхающих
на курортах края. В 2004 году в организациях санаторно-курортного и
туристического комплекса Краснодарского края отдохнули и поправили свое
здоровье 7,1 млн. человек, что на 16,4 процента больше, чем в 2003 году (6,1
млн. человек).
Однако система мер по развитию курортно-туристического
комплекса в крае недостаточно эффективна. Качество и ассортимент оказываемых
услуг находятся не на должном уровне.
За проверяемый период на развитие Азово-Черноморского
побережья и повышение уровня курортного обслуживания населения из краевого
бюджета было выделено 231414,5 тыс. рублей, в том числе на реализацию
программы «Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса
Краснодарского края на 2003—2010 годы» — 192758,8 тыс. рублей, на выполнение
программы «Развитие курортно-туристического комплекса и решение социальных
проблем отдельных горных поселков Апшеронского района на 2002—2007 годы» —
10000,0 тыс. рублей, на субсидирование процентных ставок по кредитам,
полученным санаторно-курортными и туристическими предприятиями в кредитных
организациях, — 28655,7 тыс. рублей.
При реализации указанных краевых целевых программ
департаментом и исполнителями программных мероприятий допускались нарушения
бюджетного законодательства, в т.ч. нецелевое и неэффективное использование
средств краевого бюджета.
Например, в 2004 году департамент выплатил ООО
«Вариант» (г. Москва) 1167,2 тыс. рублей за не выполняемые данным обществом
работы по разработке и осуществлению рекламы курортов Кубани, что является
нецелевым использованием средств краевого бюджета. Аналогичное нарушение
допущено департаментом при оплате работ по рекламе курортов Краснодарского
края ООО «Продюсерский центр «Клуб веселых и находчивых» (г. Москва).
Нецелевое использование средств краевого бюджета в этом случае составило
2417,7 тыс. рублей. ГУП Краснодарского края «Кубань-Альянс» за невыполненные
работы незаконно получил от департамента 800,1 тыс. рублей, ГУП «Агентство
экономического развития» — 195,2 тыс. рублей, ООО «Федерация
воздухоплавания» — 111,6 тыс. рублей.
Всего проверкой департамента выявлено различных
финансово-хозяйственных нарушений на общую сумму 19767,7 тыс. рублей. В том
числе нецелевое использование средств краевого бюджета составило 6222,1 тыс.
рублей, неэффективное — 12089,0 тыс. рублей, прочие нарушения — 1456,6 тыс.
рублей.
В соответствии с планом работы на 2005 год
Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проведена проверка
использования средств, выделенных департаменту по делам средств массовой
информации, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Краснодарского края по разделу функциональной классификации расходов
краевого бюджета «Средства массовой информации» в 2004 году и I квартале
2005 года.
Проверкой установлено, что в 2004 году по данному
разделу департаменту по делам СМИ края выделено средств краевого бюджета в
сумме 246767,0 тыс. рублей, в первом квартале 2005 года — 38979,0 тыс.
рублей. Это позволило решить многие проблемы развития средств массовой
информации, печати и информационных коммуникаций Краснодарского края.
Вместе с тем в ходе контрольных мероприятий
установлено, что департамент по делам средств массовой информации, печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края не
принимает должных мер по обеспечению выполнения мероприятий краевой целевой
программы развития государственной телерадиовещательной передающей сети
края, слабо осуществляет контроль за работой подведомственных предприятий и
организаций по эффективному использованию бюджетных средств и
государственной собственности Краснодарского края.
Так, в 2003 году средства краевого бюджета, выделенные
на мероприятия целевой программы, освоены на 86,0 процентов, в 2004 году —
на 86,2 процента, за первый квартал 2005 года — лишь на 66,1 процента.
В 2005 году филиал Федерального государственного
предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Краснодарский
краевой радиотелевизионный передающий центр» (Краснодарский КРТПЦ),
являющийся генеральным подрядчиком строительства телерадиовещательных
объектов, должен был ввести в эксплуатацию 20 объектов мощной
телерадиопередающей сети, а фактически ввел лишь 8 объектов.
Департамент не принимает должных мер по своевременному
принятию объектов на балансовый учет и внесению их в реестр государственной
собственности края. На момент проверки на балансовом учете департамента по
делам СМИ не числились 30 эксплуатируемых объектов телерадиопередающей сети
общей стоимостью 74805,3 тыс. рублей. С февраля 2002 года не выполнено
представление Контрольно-счетной палаты края о постановке на балансовый учет
имущественного комплекса телерадиопередающего центра в г. Новороссийске
стоимостью 37268,2 тыс. рублей. Созданное для этих целей в июне 2004 г.
государственное учреждение Краснодарского края «Телерадиосеть Кубани»
практически бездействует. По состоянию на 01.09.2005 года им не поставлено
на балансовый учет ни одного введенного в эксплуатацию объекта
телерадиовещания.
Выявлены факты нецелевого использования бюджетных
средств и государственного имущества Краснодарского края. Так, Краснодарским
КРТПЦ на бюджетные средства построено 9 объектов на общую сумму 8797,0 тыс.
рублей, которые не предусмотрены мероприятиями краевой целевой программы,
утвержденной постановлением Законодательного собрания края. На объектах
государственной телерадиопередающей сети выявлена недостача оборудования на
общую сумму 529,0 тыс. рублей.
Недостатки в финансово-хозяйственной деятельности
выявлены и в других подведомственных департаменту предприятиях и
организациях.
В ООО «Издательство «Курортная газета Кубани»
установлены факты двойной оплаты одних и тех же публикаций в газете
«Жемчужина России». Так, в 2004 году департаментом по делам СМИ края за 16
опубликованных статей в газете было уплачено 256,9 тыс. рублей. Одновременно
за эти же 16 статей департаментом комплексного развития курортов и туризма
края также уплачено 256,9 тыс. рублей.
В ходе проверки использования бюджетных средств,
выделенных ГУП «Центр информационного и экономического развития печати,
телевидения и радио Краснодарского края» на осуществление ряда
информационных мероприятий, установлены нарушения в использовании средств
краевого бюджета на общую сумму 5247,4 тыс. рублей, в том числе:
неэффективное использование средств краевого бюджета — 4694,9 тыс. рублей,
которые длительное время были отвлечены на текущую деятельность предприятия,
необоснованное списание газетной бумаги сверх установленных нормативов —
147,9 тыс. рублей, переплата бюджетных средств за проживание в гостинице в
сумме 29,5 тыс. рублей, несвоевременный возврат в краевой бюджет
неиспользованных субсидий — 81,5 тыс. рублей и доходов от реализации книг —
31,1 тыс. рублей.
Проверкой использования бюджетных средств, выделенных
ГУП «Рекламно-информационный дом «Кубань» на изготовление, размещение,
демонстрацию и техническое обслуживание социальной и противонаркотической
информации на конструкциях щитовой рекламы, выявлено нарушений на сумму
2155,0 тыс. рублей, в том числе неправомерная оплата расходов по аренде
щитовых конструкций в 2004 году составила 1596,0 тыс. рублей и неэффективное
использование средств — 559,0 тыс. рублей.
В 2004 году департамент по делам СМИ края в нарушение
договорных отношений уплатил телерадиокомпании «Новое телевидение Кубани»
1698,8 тыс. рублей за необоснованное увеличение эфирного времени, что
квалифицируется как нецелевое использование средств краевого бюджета.
В целом проверка департамента по делам СМИ края и
подведомственных ему предприятий и организаций выявила различные
финансово-хозяйственные нарушения на общую сумму 125479,8 тыс. рублей. В том
числе: нецелевое использование бюджетных средств — 10536,4 тыс. рублей,
неэффективное использование средств краевого бюджета — 23346,0 тыс. рублей.
Не поставлено на балансовый учет департамента
государственного имущества края на сумму 74805,3 тыс. рублей.
По результатам проверки департамента по делам средств
массовой информации, печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций края его руководству и руководителям проверенных предприятий и
организаций направлены соответствующие представления об устранении
выявленных нарушений, ход выполнения которых находится на контроле.
Палатой проведена проверка осуществления закупок
материальных ценностей для государственных нужд края за 2003—2004 годы и
первое полугодие 2005 года. Проверка показала, что в этом вопросе имеются
существенные проблемы. Выявлены многочисленные случаи, когда условия оплаты
товаров, цены на приобретаемую продукцию, сроки поставки оборудования
значительно отличаются от установленных краевыми конкурсными комиссиями.
Многие государственные закупки проводятся департаментами с превышением
выделенных лимитов средств краевого бюджета.
В 2003 году таких закупок было 75. Общее превышение
расходов бюджетных средств составило 6,2 млн. рублей. В 2004 году количество
таких закупок возросло в четыре раза, а перерасход бюджетных средств
увеличился в шесть раз и достиг 37 млн. рублей. За первое полугодие 2005
года количество закупок с превышением установленных бюджетных ассигнований
составило 199, а перерасход бюджетных средств возрос до 110 млн. рублей, что
в три раза больше, чем за весь 2004 год.
Некоторые договоры на поставку продукции заключаются
госзаказчиками до проведения соответствующих конкурсов, а результаты
конкурсов искусственно подгоняются под заключенные договоры. В целом каждый
десятый контракт на поставку продукции для государственных нужд края за
2003—2005 годы осуществлялся с нарушением требований Гражданского кодекса
Российской Федерации, других федеральных и краевых нормативных правовых
актов.
Серьезные недостатки при закупках продукции для
государственных нужд установлены в департаменте здравоохранения края.
Проверка показала, что департамент и некоторые
подведомственные ему учреждения здравоохранения вместо заявленного
современного оборудования зачастую закупали по той же цене более простые
изделия, не соответствующие по своим технико-эксплуатационным
характеристикам заявленным.
Так, в 2003 году было закуплено 88 единиц
медоборудования для станций переливания крови края, из которых 16 единиц
общей стоимостью 11 млн. рублей оказались с худшими, чем обуславливалось
госконтрактами, технико-экономическими характеристиками. В 2004 году было
закуплено 27 единиц медтехники, из которых 21 изделие, или 77,7 процента, не
соответствовали обусловленной цене и заявленным техническим параметрам.
Например, приобретенные рефрижераторные центрифуги для
службы крови края не соответствовали технико-эксплуатационным
характеристикам по девяти параметрам из одиннадцати; поставленные в край
быстрозамораживатели плазмы крови не отвечали требуемым двенадцати
техническим характеристикам из четырнадцати.
В целом из-за несоответствия закупаемого медицинского
оборудования заявленному и завышения цен на поставляемую в край медицинскую
технику неэффективное использование средств краевого бюджета составило 10,6
млн. рублей. Установлено, что поставщики медтехники часто не выполняют
договорных сроков поставки. Однако штрафных санкций им никто не предъявляет.
Вследствие этого упущенные финансовые поступления лечебных учреждений
составили 11,7 млн. рублей.
Значительные недостатки допускаются департаментом при
закупках лекарственных средств.
К участию в конкурсных торгах на поставку лекарственных
средств в край допускаются фирмы-посредники, которые скомпрометировали себя
поставками в край некачественных и фальсифицированных лечебных препаратов.
Например, в 2003 году были проведены конкурсные торги
по закупкам для нужд здравоохранения лекарственных препаратов на общую сумму
1125,7 млн. рублей. В торгах принимали участие 62 фирмы-поставщика, среди
которых 23 фирмы были ранее замечены в поставках некачественной или
фальсифицированной продукции. Однако победителями в торгах, наряду с другими
поставщиками лекарств в край, были определены все 23 фирмы, допускавшие
нарушения при поставках медикаментов. В целом эти фирмы выиграли конкурс на
поставку 70 наименований лекарств на общую сумму 251,0 млн. рублей, или 22,3
процента от стоимости всех лекарственных средств, закупленных для края.
В 2004 году ситуация повторилась. Подобные факты не
устранены и в 2005 году. По данным центра по контролю качества и
сертификации лекарственных средств Краснодарского края за шесть месяцев 2005
года в край было поставлено 311 наименований некачественных и
фальсифицированных лекарственных средств.
На взгляд специалистов Контрольно-счетной палаты, такая
практика закупок медикаментов для краевых нужд у фирм, поставляющих в край
фальсифицированные и некачественные лекарства, не способствует усилению
борьбы с поступлением в край негодных медикаментов и рациональному
использованию бюджетных средств, выделяемых на лекарственное обеспечение
населения, негативно отражается на здоровье людей.
В настоящее время администрацией, департаментом
здравоохранения края принимаются соответствующие меры по устранению
недостатков, выявленных проверкой Контрольно-счетной палаты.
В 2005 году проведена плановая проверка расходования
средств, выделенных из краевого бюджета комитету жилищно-коммунального
хозяйства Краснодарского края за 2003—2004 годы и первое полугодие 2005
года.
За этот период комитету из краевого бюджета выделено
1113080,2 тыс. рублей, которые были направлены на реформирование и
модернизацию предприятий ЖКХ, строительство новых объектов отрасли,
реализацию профильных краевых программ, создание запасов материальных
ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального
хозяйства, содержание аппарата управления комитета ЖКХ Краснодарского края.
Все это позволило укреплять и развивать жилищно-коммунальное хозяйство края,
решать многие проблемы жилищно-коммунального обслуживания населения.
Вместе с тем комитет не сумел обеспечить должный
контроль за использованием средств краевого бюджета и государственной
собственности Краснодарского края. В подведомственных организациях,
городских и районных предприятиях ЖКХ имеют место факты нецелевого и
неэффективного использования бюджетных средств, допускаются приписки к
строительно-монтажным и ремонтным работам.
Например, государственное унитарное предприятие «Крайводоканал»,
подведомственное комитету ЖКХ, получив из краевого бюджета через комитет
10800,0 тыс. рублей на подготовку предприятий жилищно-коммунального
хозяйства к работе в осенне-зимний период 2003—2004 года, часть бюджетных
средств в сумме 3000,0 тыс. рублей, или 27,7 процента от полученных средств,
неправомерно использовало на ремонт кабинетов генерального директора ГУП и
его заместителей, других служебных помещений и фасада административного
здания предприятия.
В июле 2005 года председателем комитета
жилищно-коммунального хозяйства края был утвержден отчет ГУП
«Крайжилкомресурс» о выполнении государственного контракта по установке и
сдаче в эксплуатацию узлов учета и регулирования энергоресурсов на объектах
жилья и социально-культурной сферы г. Краснодара. Согласно отчету на 25
городских объектах были смонтированы и сданы в эксплуатацию узлы учета и
регулирования тепловой энергии, на что затрачены средства краевого бюджета в
сумме 2901,3 тыс. рублей. Однако, как показала проверка, по состоянию на 4
августа 2005 года данные монтажные работы были выполнены лишь на шести
объектах, а на 19 объектах они еще не начинались. Сумма незаконной оплаты
невыполненных работ составила 1845,9 тыс. рублей, или 63,6 процента от всей
суммы оплаченных работ.
В 2003—2004 годах на насосных станциях Ейского и
Таманского групповых водопроводов были смонтированы автоматизированные
системы учета и контроля энергоресурсов, на что было затрачено 1307,6 тыс.
рублей средств краевого бюджета. Однако на момент проверки метрологическая
аттестация смонтированного оборудования произведена не была. Из 52
ультразвуковых расходомеров жидкости, закупленных для насосных станций,
установлено лишь 23, дорогостоящее оборудование простаивает, в промышленную
эксплуатацию не сдается. В результате средства краевого бюджета в сумме
1307,6 тыс. рублей использованы неэффективно.
Аналогичная ситуация сложилась со счетчиками
электроэнергии, установленными на объектах электрических сетей в городах
Новороссийске, Кропоткине и Темрюкском районе.
Всего в ходе проверки расходования средств, выделенных
из краевого бюджета на 2003—2004 годы на финансирование программы установки
приборов учета, контроля, регулирования энергоресурсов и воды, установлено
незаконное завышение стоимости монтажных и пусконаладочных работ в сумме
1929,9 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств в сумме
3742,5 тыс. рублей, другие нарушения — 49,9 тыс. рублей.
Ежегодно из краевого бюджета комитету ЖКХ выделяется
23—26 млн. рублей на создание краевого аварийного запаса материальных
ресурсов, который должен использоваться при проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни
и здоровья людей.
Проверка использования аварийного запаса показала, что
зачастую он неправомерно используется на цели, не связанные с ликвидацией
аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
Например, в 2005 году комитет выделил из краевого
аварийного запаса для МУП «Калининское ЖКХ» 27 наименований материальных
ресурсов (трубы, задвижки, ГСМ, электроды и т.д.) на сумму 555,5 тыс. рублей
для текущих ремонтов жилья, тепловых и водопроводных сетей. Аналогичное
выделение материальных ресурсов из краевого аварийного запаса допускалось
для МУП ЖКХ «Карасунское» г. Краснодара, МУП «Каневские тепловые сети», МУП
ЖКХ Каневского района, МУП ЖКХ Кущевского района. Общая стоимость
материальных ресурсов, неправомерно выделенных этим предприятиям, составила
7624,1 тыс. рублей. В то же время имеют место факты, когда для ликвидации
аварийных ситуаций материальных ресурсов не находилось.
Например, в 2005 году глава администрации Апшеронского
района обратился в комитет ЖКХ края с просьбой оказать помощь трубами для
восстановления сетей водоснабжения населенных пунктов района, пострадавших
от интенсивных осадков в ноябре—декабре 2004 года. Однако необходимых труб
не нашлось, и району были выделены другие материальные ресурсы
(электросчетчики, хлораторы, насосы), которые на момент проверки не
использовались и хранились на складе МУП «Апшеронский водоканал».
Проверка использования средств краевого бюджета,
выделенных комитету ЖКХ на финансирование капитальных вложений, показала,
что вследствие неудовлетворительного контроля за использованием бюджетных
средств со стороны комитета и организаций, осуществляющих функции
государственных заказчиков на семи объектах строительства (выбранных для
проверки произвольно) с общим объемом финансирования в сумме 63716,8 тыс.
рублей, завышение объемов выполненных строительно-монтажных работ составило
6492,4 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств — 6325,0
тыс. рублей.
Комитетом и подведомственными ему государственными
унитарными предприятиями допускаются нарушения в ведении бухгалтерского
учета. Контроль за использованием государственного имущества ослаблен. В
результате в бюджет не поступило 905,1 тыс. рублей за государственное
имущество, сданное в аренду коммерческим организациям. Имеют место другие
недостатки.
Комитету ЖКХ, руководителям всех проверенных
Контрольно-счетной палатой организаций направлены соответствующие
представления с предложениями по устранению выявленных нарушений. По
состоянию на 01.01.2006 года в краевой бюджет возмещено 568,4 тыс. рублей,
дополнительно выполнено строительно-монтажных работ и восстановлено
дебиторской задолженности на сумму 8237,5 тыс. рублей.
Как и в прошлые годы, Контрольно-счетная палата особое
внимание уделяла контролю за расходованием средств, выделяемых из краевого
бюджета на капитальное строительство и ремонтно-строительные работы.
В 2005 году по этой тематике было проверено 28
предприятий и организаций края, проверками было охвачено 46 строящихся и
ремонтируемых объектов с общим объемом финансирования 491365,5 тыс. рублей
бюджетных средств. Как показали контрольно-ревизионные мероприятия,
количество нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами при ведении
строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, в крае уменьшается
медленно. Вследствие приписок к выполненным объемам работ строительного
характера, завышения цен на используемые материалы, неправильного оформления
финансово-хозяйственных документов отдельные строительные организации
незаконно получают до 41 процента средств краевого бюджета, выделяемых на
строительные и ремонтные работы.
Например, на объекте «Водоснабжение индивидуальной
застройки в пос. Северном г. Краснодара» выявлены приписки и необоснованное
завышение стоимости строительно-монтажных работ, производимых ООО
«Производственная компания «Сервисагромехстрой», на общую сумму 4145,7 тыс.
рублей, что составляет 41,0 процент от сметной стоимости выполненных
строительно-монтажных работ. Среди нарушений — незаконная оплата
невыполненных работ по укладке 1483 погонных метров подземного
магистрального трубопровода диаметром 225 мм, незаконное списание 2018
кубических метров песка, якобы использованного для засыпки непостроенного
водопровода, незаконная оплата непостроенных временных зданий, сооружений и
т.д.
При строительстве объекта «Здание школы № 67» на 550
мест села Черешня Адлерского района г. Сочи генеральным подрядчиком ООО
«СМУ-6» получены бюджетные средства за невыполненные работы по монтажу
металлоконструкций общим весом 400 кг, 692 светильника, 26 раковин, 17
унитазов, 28 смесителей. Всего данной подрядной организацией допущено прямых
приписок к объемам выполненных работ на сумму 1479,1 тыс. рублей. Помимо
этого из-за неправильного применения строительных коэффициентов,
необоснованного списания материалов и повторного предъявления к оплате работ
стоимость строительства завышена на 364,9 тыс. рублей. В целом при
строительстве школы строительными организациями незаконно получено 1844,0
тыс. рублей.
При проверке стоимости строительно-монтажных работ на
объекте «Реконструкция моста в районе Краснодарского кольца в г. Сочи»
установлено, что генеральным подрядчиком ООО «Туннельдорстрой» завышены
объемы строительных работ на общую сумму 2122,2 тыс. рублей, что составляет
7,2 процента к сметной стоимости строительства. Данная строительная
организация незаконно получила бюджетные средства за такие невыполненные
работы, как укладка 934 погонных метров асбоцементных труб, монтаж 114
погонных метров стальных трубопроводов диаметром 530 мм, устройство 146 куб.
метров дорожного покрытия из железобетона, монтаж трех колодцев из сборного
железобетона.
При проверке ремонтно-строительных работ, производимых
ООО «Стройпоезд» на объекте государственного учреждения «Станция переливания
крови департамента здравоохранения края» в г. Краснодаре, установлено
завышение стоимости ремонтно-строительных работ на 381,5 тыс. рублей, или
9,7 процента к сметной стоимости работ.
В ходе проверки строительства газопровода в х.
Октябрьском Усть-Лабинского района установлено, что подрядная организация
ООО «Альтернатива-2» допустила приписки к выполненным работам на сумму 542,3
тыс. рублей, или 12,0 процентов от общей стоимости работ.
Проверка использования средств краевого бюджета при
ремонте зданий и сооружений на Краснодарском ипподроме (ООО «Конезавод
«Олимп Кубани») выявила завышение стоимости ремонтно-строительных работ на
810,8 тыс. рублей, что составляет 11,7 процента от суммы бюджетных средств,
выделенных на эти цели.
Аналогичные финансово-хозяйственные нарушения при
ведении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ выявлены
проверками расходования бюджетных средств при благоустройстве парка
«Ривьера» в Центральном районе и обустройству кладбища в Хостинском районе
г. Сочи, ремонте Апшеронского психоневрологического центра.
Следует отметить, что строительные организации,
допустившие нарушения финансово-хозяйственной и бюджетной дисциплины, как
правило, оперативно их устраняют; возвращают в краевой бюджет незаконно
полученные средства, в том числе и путем выполнения дополнительных
строительных работ на суммы выявленных нарушений.
В целом за 2005 год контрольно-ревизионными
мероприятиями Палаты установлено различных нарушений бюджетного
законодательства края на общую сумму 895,2 млн. рублей.
В том числе:
— нецелевое использование средств краевого бюджета —
45,1 млн. рублей;
— неэффективное — 661,5 млн. рублей;
— завышение объемов строительно-монтажных и
ремонтно-строительных работ — 21,6 млн. рублей;
— стоимость имущества, не поставленного на учет, — 74,8
млн. рублей;
— потери от неприменения необходимых штрафных санкций —
11,7 млн. рублей;
— недостачи материальных ценностей — 834,3 тыс. рублей.
Контрольными мероприятиями выявлено 212,9 млн. рублей,
не поступивших в консолидированный бюджет края в виде налоговых и
неналоговых доходов.
Следует отметить, что по результатам всех проверок
руководителям предприятий и организаций, в работе которых установлены
финансово-хозяйственные нарушения, Контрольно-счетной палатой направлены
соответствующие представления с конкретными предложениями по устранению
выявленных недостатков. На 9 хозяйственных руководителей и 9 юридических лиц
составлены протоколы о совершении административных правонарушений, которые
направлены мировым судьям и в департамент по финансам, бюджету и контролю
Краснодарского края для принятия соответствующих мер. 33 проверочных
материала направлены в правоохранительные органы.
Меры, принимаемые Контрольно-счетной палатой,
администрацией и Законодательным собранием края по наведению должной
бюджетно-финансовой и хозяйственной дисциплины в крае, позволили в 2005 году
возвратить в краевой бюджет 186,8 млн. рублей, использованных хозяйствующими
субъектами не по целевому назначению. Строительными организациями,
допустившими завышение стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ, в
счет незаконно полученных бюджетных средств дополнительно выполнены работы
на общую сумму 19,8 млн. рублей.
На проверенных предприятиях поставлено на баланс
неучтенное имущество общей стоимостью 7,6 млн. рублей, возмещены практически
все выявленные недостачи материальных ценностей. В бюджеты различных уровней
внесено налогов и обязательных платежей на сумму 120,2 млн. рублей.
Многим хозяйствующим субъектам специалистами Палаты
оказана практическая помощь в наведении должного порядка в бухгалтерском
учете и отчетности.
Вместе с тем работа Контрольно-счетной палаты требует
дальнейшего совершенствования. Поэтому в настоящее время специалисты Палаты
работают над повышением уровня контрольно-ревизионных и
экспертно-аналитических мероприятий, увеличением своего вклада в
социально-экономическое развитие края.
В текущем году, наряду с проверками использования
средств краевого бюджета, особое внимание будет уделено контролю за
формированием и исполнением муниципальных бюджетов, в том числе бюджетов
поселений, контролю за реализацией приоритетных национальных проектов и
кадастровой оценкой земель.
Н.И.
ПАНЧЕНКО.
Председатель Контрольно-счетной палаты
Краснодарского края.
(Отчет
публикуется с некоторыми сокращениями). |